Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 29 Мар 2023 в 12:00 | Текст: Сергей БЛАГОДАРОВ

Потереть ботинок на счастье

Потереть ботинок на счастье
Бронзовый монумент украшает площадь перед зданием вуза. Фото: Роман Балаев

Земля круглая, но имеет форму чемодана. Это вам скажет любой путешественник. Она стянута стальными обручами железных дорог длиной 800 тысяч километров — расстояние до Луны и обратно. Из них 85 тысяч приходится на Россию.

Значение железных дорог для страны, над которой никогда не заходит солнце, трудно переоценить. Железные дороги открыли России Россию. Железнодорожников всегда выпускало Императорское Московское инженерное училище ведомства путей сообщения, его открытие пришлось на самый «хвост» XIX века — 1896 год. С тех пор название менялось 16 раз. Сегодня это Российский университет транспорта. Москвичам, правда, известно больше другое название — МИИТ (Московский институт инженеров транспорта).

Вечный студент

Я приехал сюда поглазеть на памятник студенту – железнодорожнику, придуманный московским скульптором Алексеем Викуловым. Памятник открыли в 2005 году 1 сентября — в День знаний. На лавочке, перед входом в университет, сидит бронзовая копия студента Императорского училища в форменном мундире. Рука студента опирается на бронзовую книгу, на которой лежит бронзовое пенсне (сегодня у молодых людей другие оправы очков, но студенты те же самые).

…Заканчивались пары. Во дворе неожиданно стало черно молодёжью. Ведь университет раскинулся на целый квартал. В нём — внимание! — шесть академий, шесть институтов, пять колледжей, гимназия.

Молодые люди выкатывали из всех дверей волнами, сбиваясь в разноцветную икру во дворе. На лавочку, где я сидел, уселись две девчушки. Я услышал обрывок их разговора.

— Я дружу, например, с Наташкой. И тут случается такая ситуация, что… Ну, в общем, она типа влюбляется. Эм… Это типа предательство. Вот. Наташка — авторка, то ли дизайнерка, то ли режиссёрка.

Я ничего не понял. Неужели так говорят сегодня? Особенно странным разговор показался на фоне студента Императорского училища, под номерной пуговицей которого билось когда-то пылкое сердце.

Пёстрые рюкзаки, чёрные тубусы…

Студенты валили и валили мимо бронзового человека. На ходу болтали по телефонам — сегодня у молодых людей рука постоянно приклеена к телефону. Снег покрывал рожь их волос, разноцветные рюкзаки, чёрные тубусы с чертежами за плечами.

— Ты чего, мать, сидишь? — крикнул молодой человек моей соседке, так странно разговаривающей.

Они влились в густую человеческую реку, весёлыми ногами спешащую к проходной университета. Я двинул следом, принимая ванну толпы, наслаждаясь давно забытыми ощущениями. Молодые люди сияли возбуждёнными глазами, юностью взволнованных лиц. Замечтавшись, я чуть не споткнулся о бронзовые ноги студента, вытянутые вперёд.

У студентов-железнодорожников установилась традиция: молодые люди, чтобы получить «отлично», перепрыгивают через эти протянутые ноги. Или чистят бронзовые ботинки носовыми платками (натёртые башмаки отсвечивают так, что в них можно причёсываться).

То, что объединяет

Вместе со всеми я очутился у проходной университета.

— Мне в церкву, — прошла сквозь охранника какая-то бабуся (я видел во дворе золотую луковку на фронтоне здания).

…Студенты дожидались на остановке «МИИТ» трамвая №50, толпясь у проходной. Оттуда повалила очередная группа с шумной, торопливой речью. Непонятные слова так и наскакивали одно на другое. Кажется, это были китайцы. В МИИТе учатся тысячи иностранцев. Его выпускники возглавляют железнодорожные ведомства Китая, Вьетнама, Монголии…

Выпускники МИИТа возводили Транссиб, Турксиб, БАМ… Железные дороги расползались по России, делая другими школьные карты. Студенты МИИТа построили десятки мостов через Амур, Енисей, Ангару, Москву-реку… Они объединяют, а не разъединяют людей.

…Гремя, засверкал к проходной университета светлыми окнами трамвай. Новые трамваи Москвы чудо как хороши, похожи на космические аппараты. Трамваи желаний. Молодые люди полезли в вагон, толкая друг друга тубусами.

И только бронзовый студент Императорского Московского инженерного училища всё так же сидел на своём месте. Этот неподвижный странник каждый год провожает тысячи студентов, своих сверстников, в большую дорогу. Дорогу, по которой идут молодые люди и строят дороги для других людей.

 

Автор оригинальных скульптур

Художнику и скульптору Алексею Викулову сейчас 43 года. Он катился по жизни ровно: Художественная школа, Институт им. Сурикова, членство в Московском союзе художников, Объединении московских скульпторов… Пока не дёрнул стоп-кран, начав создавать оригинальные проекты.

Он придумал выразительный памятник студенту МИИТа, вернувшемуся с войны; бойцам стройотрядов МИИТа; оригинальный памятник в виде свечи работникам транспорта, погибшим от терроризма. Все скульптуры находятся на территории университета, где работает и сам художник — старшим хранителем фондов.

Опрос
Жители дома на проспекте Мира пожаловались редакции, что им не хватает удобного спуска или пандуса – инвалиду на коляске тяжело выбраться из подъезда на улицу. Такой пандус пригодился бы и родителям с малышами, и велосипедистам, и пожилым людям, которые ходят в магазин с сумкой-тележкой. А в вашем доме обустроены удобные пандусы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело