Фильм поражал не только правдоподобностью, но и наличием в нём эротической сцены. Это произошло впервые в истории советского кинематографа. Билеты на фильм в кинотеатрах раскупались моментально. Всего же картину посмотрели более 50 млн человек. О том, как снимали «Маленькую Веру», рассказал историк кино и хранитель фондов Киностудии им. М.Горького Алексей Тремасов.
Семейный подряд
Сценарий для «Маленькой Веры» Мария Хмелик написала, будучи студенткой ВГИКа. Это была её дипломная работа. В нём была показана достаточно мрачная, нелакированная действительность, можно сказать, абсолютно бытовая чернуха. Для советского кино это было в новинку. Несколько лет эта история пролежала на полках. Снять кино взялся муж Марии — также выпускник ВГИКа Василий Пичул. А курировать «Маленькую Веру» решила сама Татьяна Лиознова. Небольшой промышленный город, который Мария Хмелик описала в сценарии, очень напоминал родину её мужа — Мариуполь, который в те времена назывался Жданов. Именно там и решили снимать кино. Для съёмок арендовали обычную тесную квартирку на окраине города.
Красная Шапочка в роли Веры?
Василий Пичул был в кино дебютантом без имени, так что бюджет на картину выделили совсем небольшой. Не спешили присоединиться к съёмочной группе и маститые операторы, художники, реквизиторы и другие специалисты. Пичул был к этому готов и заранее смирился с тем, что ему не придётся выбирать себе команду. Но подбора актёров это не касалось: он чётко представлял себе, кого хочет видеть в главных ролях. Роль Веры изначально должна была сыграть Яна Поплавская. Ей нравился сценарий, она прошла кинопробы. Но в последний момент худсовет забраковал её кандидатуру: героиня детской сказки о Красной Шапочке не должна была сниматься в таком фильме. Тогда Пичул утвердил на эту роль Ирину Апексимову. Но актрисе уже предложили сняться в драме Виктора Трегубовича «Башня». И тогда режиссёру порекомендовали попробовать актрису московского ТЮЗа Наталью Негоду. Василий Пичул не был уверен, что она сыграет, как нужно, но когда пробы показали Лиозновой, та уверенно сказала, что Негода отлично подходит на эту роль. Её мнение разрешило все сомнения. Вторая главная роль в «Маленькой Вере» досталась также никому не известному на тот момент актёру — студенту Щукинского училища Андрею Соколову.
Внезапная замена
В роли матери Веры Василий Пичул видел исключительно Людмилу Зайцеву, которую запомнил по фильму «Здравствуй и прощай». Зайцева, игравшая, как правило, положительных и мужественных героинь, прочитав сценарий, сначала отказалась. Пичул уговорил её встретиться и убедил, что фильм — о современном институте семьи и пропасти между поколениями, которую предпочитают не замечать. В роли отца Веры Пичул изначально видел актёра кавказских кровей. Выбор пал на Автандила Махарадзе, который прославился после работы в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Махарадзе прибыл на съёмки в Жданов, было снято несколько сцен с его участием. Но внезапно он уехал, сославшись на состояние здоровья. Обескураженный режиссёр вынужден был срочно искать другого артиста. Его выбор пал на Юрия Назарова. Для непьющего, интеллигентного человека, игравшего военных и милиционеров, роль Николая Семёновича стала испытанием.
Переговоры с милицией и начальником порта
Во время работы над фильмом режиссёру неоднократно приходилось нервничать. Например, Андрея Соколова однажды забрали в милицию. Он пришёл на местный рынок с ножом и даже не стал скрывать, что носит оружие. Вызволять его отправилась целая делегация во главе с Пичулом. Непростые переговоры развернулись у Василия Пичула с начальником местного порта. В фильме была задумана сцена, в которой актёр Андрей Фомин должен был прыгать в воду. Начальник порта категорически не давал разрешения на съёмку этого эпизода, потому что это была приграничная зона. Уговаривать его отправились вместе с оператором и в итоге договорились на 10 минут съёмочного времени. Сцена была снята с первого дубля! Повезло, ведь Фомин снимался в очень дорогом костюме, купленном в «Берёзке», это был абсолютный дефицит по тем временам.
Дискотека с каскадёрами
Для съёмок знаменитой сцены с дракой на дискотеке в Жданов приехал известный каскадёр и постановщик трюков Николай Сысоев. Перед ним была поставлена задача — поставить драку так, чтобы она выглядела естественной и не наигранной. И при этом чтобы никто не пострадал. Изначально в сцене решено было задействовать местную молодёжь. Но основная работа досталась профессионалам. Сысоев привёз свою команду каскадёров, которые и устроили драку на камеру. Много разговоров вызвала сцена семейного скандала — в ходе неё отец Веры бьёт ножом её парня Сергея, которого играет Андрей Соколов. Назарову предложили бутафорский нож, но эта идея ему не понравилась. Ему не хотелось играть, как он втыкает нож в человека. Поэтому сцена снята так, что этого жеста не видно. Лишь по реакции участников сцены понятно, что произошло.
Интимной сцены в сценарии не было
Фильм «Маленькая Вера» прогремел на всю страну ещё и потому, что это был первый отечественный фильм с интимной сценой. Интересно, что изначально в сценарии её не было. Когда работа над фильмом подходила к концу, режиссёр решил добавить что-то, что гарантированно зацепит зрителя. Андрей Соколов вспоминал в одном из интервью, как режиссёр пригласил их с Натальей Негодой к себе со словами: «Надо что-то добавить, не хватает изюминки». Обсуждения, что именно может стать такой изюминкой, продлились несколько часов. В итоге сошлись на эротической сцене. Наталью пришлось долго уговаривать, в конце концов она поставила условие, что во время съёмок на площадке будет только оператор. Сцена гармонично вписалась в фильм и стала настоящей сенсацией.
Первая ласточка
Когда фильм был закончен, чиновники попытались требовать от Василия Пичула, чтобы он убрал некоторые сцены. Так, мол, фильм смотрелся бы не таким мрачным. Но режиссёр категорически отказался что-то менять. Успех фильма был невероятным. Неизвестные раньше актёры Негода и Соколов проснулись знаменитыми. Поклонники заваливали их письмами, телефоны звонили безостановочно. Так «Маленькая Вера» стал первой ласточкой социальнобытового кино, в котором показывалась настоящая жизнь обычных людей. Именно после «Маленькой Веры» на экран начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия. А для Киностудии Горького «Маленькая Вера» стала ещё и последним фильмом такого масштаба. Впереди были 1990-е и серьёзный спад в киноиндустрии.