Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 08 Апр 2022 в 12:00 | Текст: Беседовала Мария Горбунова

Александр Велединский: сначала «глобус пропил» совсем другой актер

Фильмы и сериалы, над которыми работал режиссёр и сценарист Александр Велединский, известны каждому. Это «Дальнобойщики», «Бригада», «Географ глобус пропил», «Обитель» и многие другие. Когда-то Велединский жил в Останкинском районе – в общежитии ВГИКа на улице Бориса Галушкина. О своём творческом пути он рассказал на встрече в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.

 

Дебютировал в Каннах

– Вы с детства мечтали работать в кино?

– Да! Но боялся – думал, что в киноиндустрии невозможно что-то сделать без блата. В 31 год понял, что рискую остаться вечным мечтателем, так что решил поступать на курсы в мастерскую Прошкина и Приёмыхова. Прошёл до последнего тура, и так этому удивился, что на собеседовании с преподавателями не мог ничего сказать – словно язык отнялся. Ведь конкурс был 100 человек на место – а я дошёл почти до конца. Тогда поступить не вышло, но я поверил в то, что смогу. Через 2,5 года, в 1993 попробовал ещё раз – и поступил.

– Когда вам удалось дебютировать?

– В 2001 году, со среднеметражным фильмом (хронометраж около 27 мин. – Прим.) про двух братьев «Ты да я, да мы с тобой» – картина попала на Каннский кинофестиваль. На главные роли удалось заманить Сергея Маковецкого и Владимира Стеклова. Они работали бесплатно, что называется «за еду», так как им очень понравился сценарий. Я написал его за неделю, по рассказу Пьецуха «Двое из будки 9-го километра», который читал ещё до киношной жизни. Он долго лежал без дела. Потом я познакомился Сабиной Еремеевой – замечательным продюсером, которая тогда ещё была третьекурсницей. Дал ей сценарий, не надеясь на успех. А она вернулась с деньгами на съёмки.

– А как этот фильм попал в Канны?

– Совершенно случайно! В процессе монтажа генпродюссер нам говорил, что фильм ужасный и его надо уничтожить. Но Сабина Еремеева выкрала плёнки, и мы с ней поехали в Госкино – там как раз проходили показы разных фильмов. Она уговорила комиссию просмотреть и нас. И через неделю все начали поздравлять нас с дебютом. А ещё через неделю мы отобрались в Канны, в «Особый взгляд». Фильм был отмечен на многих фестивалях, но именно показ в Каннах я считаю самым важным.

 

В девять – «Бригада», в десять – «Дальнобойщики»

– Тяжело было вам, тогда ещё начинающему режиссёру, работать с именитыми актёрами?

– И да, и нет. Кое-что снимали в Московской области, но больше всего на Селигере, живя в местном пансионате. Пейзажи там лучше всего подходили для съемок. У Маковецкого и Стеклова тогда были съёмки в других фильмах, потому они приезжали, снимались и возвращались в Москву. Из-за этого в семи кадрах за Маковецкого играли дублёры. Даже в том, где «он» спал, лёжа прямо перед камерой.

Кстати, собака, которая по фильму принадлежит герою Стеклова, его невзлюбила, но очень привязалась к Маковецкому. Поэтому Сергею было тяжело играть сцену её убийства. Он у меня спросил, мол, а как её играть? Я сказал – как самоубийство. И собака, пока он сидел на крыльце, сама легла у его ног – словно сценарий прочитала. На Маковецкого полосами падал свет, и одна узкая полоска легла на шею, как петля. В этот момент кто-то из съёмочной группы его сфотографировал. Когда он увидел фотографию, сильно испугался и разорвал её. Собака, разумеется, не пострадала, но Стеклова так и не полюбила. (Смеётся.)

– Над чем ещё работали в тот период?

– Занимался несколькими сериалами. Очень забавно получилось, когда все они вышли. Вечером я приходил домой: в девять по «России» шла «Бригада», в десять «Закон», переключаешь на «НТВ» – а там «Дальнобойщики».

 

 «За Сашу Робака пришлось побороться»

– Настоящий фурор произвёл фильм «Географ глобус пропил», где вы были режиссёром и сценаристом. Но от книги Алексея Иванова он многим отличается. Почему?

– Если бы я снимал точь-в-точь по роману, то вышел бы большой сериал. А мы хотели уложиться в полнометражный фильм. Мы – потому что идея снять «Географа» была не моя, а Валеры Тодоровского. У него тогда уже были команда, наработки и финансирование, но он перегорел. И я полностью переписал сценарий под себя, многое пришлось изменить и даже убрать.

– В главной роли сразу видели Константина Хабенского?

– На самом деле нет, на неё был утверждён совсем другой актёр. Но у него была травма, потому пришлось сесть и подумать. И тут взгляд упал на обложку романа – а на ней ну чисто Костя! Я сразу же позвонил ему, у него от такого предложения аж голос сбился – он читал и любил этот роман. Так что он сразу же согласился и примчался на съемки в Пермь.

– Как подбирали других актёров?

– На роль Нади долго не могли найти актрису, и тут я вспомнил про Лену Лядову, которую давно знал. Вызвали её и взяли после первых же проб. А вот за Сашу Робака, к герою которого уходила Надя, пришлось побороться. По мнению мужской части съёмочной группы он совсем не походил на дамского угодника. А женщины меня поддержали, мол, они любят великодушных, а в Саше это есть, хоть и играл он обычно каких-то гадов. Я устроил для него пробы и параллельно подговорил провалить пробы другого актёра, который ну совсем не подходил на эту роль. В итоге Робака взяли без лишних споров.

– А подростков на роли школьников долго искали?

– Тут мне очень повезло. Кастинг проводили второй режиссёр Ира Третьякова и отвечающая за сам кастинг Таня Талькова. Они заранее приехали в Пермь, дали объявления везде, где только можно. И народ пошёл. Из полутора тысяч подростков мы отобрали тридцать, из них – ещё восемь самых сильных. Главные требования – не бояться камеры и не стараться перед ней казаться умнее, чем есть на самом деле. Последним грешу я – потому и не снимаюсь нигде.

 

Очевидец «чёрного октября»

Над чем работаете сейчас?

– Делаю фильм про «Чёрный октябрь» – события 1993 года, когда горел Белый дом. Я тогда только поступил в мастерскую и жил в общежитии ВГИКа на Галушкина. Мы с друзьями пошли вечером прогуляться, и попали прямо под обстрел Останкинской телебашни – на моих глазах застрелили иностранного репортёра. Те события меня очень сильно изменили – и как раз про них я решил сделать фильм. В его основе лежит роман Сергея Шаргунова, но он тогда был пацаном, а я очевидцем, потому сценарий я полностью переписал. Оставил только фамилии главных героев. Это будет семейная драма с любовью, враждой и смертью. Съемки планирую начать уже в августе.

Читайте также

Ангелина Стречина: На пробах меня мучили полгода

Актриса рассказала о фильме «Любовь Советского Союза» и о работе в театре

13 Дек 2024 в 12:00

Дарья Донцова: Все книги пишу от руки, компьютерам не доверяю

Создательница детективов рассказала о вдохновении и семейных традициях

06 Дек 2024 в 12:00

Ольга Хохлова: Муж кормил жареной курицей ради моей роли

Актриса поделилась формулой успеха

29 Ноя 2024 в 12:00

Наталья Варлей: Сниматься в «Кавказской пленнице» совсем не хотела

Актриса рассказала о школьных годах, первых съёмках и поэтическом вдохновении

15 Ноя 2024 в 12:00

Даниил Вахрушев: Люблю рассекать по Марьиной роще на роликах

Актёр рассказал об учёбе во ВГИКе и о любимых ролях

02 Ноя 2024 в 12:00

Опрос
Нынешнее время года просто немыслимо без снега. Это заставляет задуматься, как лучше провести досуг. А какие зимние развлечения больше всего любите вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело