«Марк Захаров. Формула мастера» — так называется выставка к 90-летию со дня рождения режиссёра и художественного руководителя «Ленкома». Она открылась в РОСИЗО (Петроверигский пер., 4, стр. 1) и продлится до 3 декабря. Здесь можно увидеть мир, в котором жил и творил создатель знаменитых спектаклей «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», фильмов «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви». Накануне открытия экспозиции в ТАСС прошла пресс-конференция, на которой была дочь мастера — актриса театра «Ленком Марка Захарова» народная артистка РФ Александра Захарова.
Постоянно что-то выдумывал
— Александра Марковна, что интересного можно увидеть на выставке?
— Есть рисунки моего отца, рукописи. Один человек прислал бережно упакованную программку спектакля «Доходное место» в Театре сатиры (постановка 1967 года. — Авт.). Для меня большая честь участвовать в этом проекте и как-то пытаться соответствовать. На выставке много интересного, например прекрасные подлинные костюмы из театральных постановок и кино. Туда хочется идти, смотреть, находиться.
— Каким вы запомнили отца?
— Папа очень много работал. Он всю жизнь посвятил театру и почти полвека — «Ленкому» (возглавлял с 1973 года. — Авт.). Он что-то без конца выдумывал, репетировал, у него даже был замечательный рассказ, как он идёт по улицам, что-то на ходу сочиняет, произносит вслух. Отец был человеком очень ироничным, остроумным — такой сплав фантасмагории и философии. Он через юмор, сатиру въедался в человеческую природу и изобрёл свой, ни на что не похожий, жанр, свой театр, свой кинематограф. Очень нежно относился к актёрам, любил их, потому что ему самому довелось побегать в массовке в Пермском драматическом театре. Но, когда шёл выпуск спектакля, был жёстким, сокращал сцены, создавал такой коридор, в рамках которого надлежало следовать. У отца была любимая фраза: «То, что артист плохо играет, не его вина, а его беда».
Суслов пришёл на премьеру в галошах
— Марк Анатольевич сумел создать уникальный театр, но ведь путь к этому не был простым…
— Один из своих первых спектаклей «Хочу быть честным» по рассказу Владимира Войновича отец поставил в учебном театре МГУ. Его увидел Валентин Николаевич Плучек и пригласил отца в Театр сатиры, где он поставил «Доходное место» по Островскому. На репетициях актёры смотрели на молодого режиссёра с опаской. Татьяна Пельтцер как-то ему сказала: «И чего вы в режиссуру подались? Как только человек ничего не умеет делать, сразу лезет в режиссуру». Потом отношения, конечно, наладились. После премьеры Фаина Раневская сказала своей подруге Пельтцер:
«Ты ничего не понимаешь, это гениальный режиссёр». Спектакль пользовался необычайным успехом, зрители штурмом брали кассы, у театра дежурила конная милиция. Кстати, когда вышел спектакль «Доходное место», Товстоногов собрал у себя актёров БДТ и сказал: «В Москве родился великий режиссёр. Я вас поздравляю». Но прошёл спектакль только 40 раз. Перед тем как его закрыть, министр культуры Екатерина Фурцева сказала: «Это какой такой Захаров, который хочет быть честным?»
Следующий спектакль — «Банкет» по пьесе Арканова и Горина — тоже закрыли, заметив, что русский человек не может столько пить. Отца собирались выгнать. Тогда Андрей Александрович Гончаров, руководивший Театром имени Маяковского, пошёл на риск и задним числом подписал с Марком Анатольевичем договор на постановку «Разгрома» по роману Александра Фадеева. Фурцева и этот спектакль собиралась запретить, но вмешалась вдова писателя Ангелина Степанова. Она позвонила в Кремль Михаилу Андреевичу Суслову (секретарь ЦК КПСС, главный советский идеолог. — Авт.) и сказала: «Ну как же так, у моего Сашеньки закрывают спектакль». Суслов лично пришёл на премьеру. Отец рассказывал, что на Суслове почему-то были галоши, которые уже давно никто не носил. В конце спектакля Михаил Андреевич встал и зааплодировал. На следующий день в газете «Правда» вышла пафосная статья о том, какой это замечательный спектакль. А через некоторое время отцу предложили возглавить «Ленком».
Люди в зале боялись дышать
— Как Марку Анатольевичу удалось собрать вокруг себя таких талантливых актёров?
— Он не собирал артистов, он их растил. И вырастил несколько поколений. Это большая разница. Николай Караченцов работал в театре ещё до отца. Ставя «Тиля», Марк Анатольевич рискнул отдать ему главную роль. После премьеры в 1974 году Караченцов проснулся знаменитым. Отец привёл Олега Янковского, с 3-го курса ГИТИСа вытащил Александра Абдулова. Пригласил совсем молодую, но уже снявшуюся в фильме «Начало» Инну Чурикову. Отец раскопал Всеволода Дмитриевича Ларионова. Это он сыграл главную роль в картине «Пятнадцатилетний капитан». Но думая, что из него уже ничего больше не выйдет, пошёл по профсоюзной линии. Услышав первые аплодисменты, Ларионов поверил, что может быть актёром. Татьяна Пельтцер, отработав 30 лет в Театре сатиры, поссорилась с Плучеком и пришла к отцу со словами: «Хочешь не хочешь, а бери в театр». Когда в великом спектакле «Поминальная молитва» она с Евгением Павловичем Леоновым выходила и вставала на колени, люди в зале боялись дышать. Потом уже появилось другое поколение: Лазарев, Певцов, Щукина, ваша покорная слуга, Миронова, Шагин.
— С кем Марк Анатольевич особенно крепко дружил?
— Отец дружил с людьми равновеликими, особенно тёплые отношения его связывали с Войновичем. Дружил с Астафьевым, у нас дома бывал Тарковский, конечно же Андрей Миронов.
Я была его главной артисткой
— Какие спектакли отца с вашим участием вам больше всего запомнились?
— Я благодарна отцу, что играла почти во всех его спектаклях, я была его главной артисткой. Он меня родил, вырастил и ставил на меня спектакли. Это было золотое время, равно как и золотое время театра. Что-то выделить я не могу, это было счастье.
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».