На счету у актёра Алексея Бардукова более пяти десятков работ. Визитной карточной он считает главную роль в картине «Диверсант». Сейчас Алексей служит в театре «Сатирикон» в Марьиной роще, а до 7-го класса жил в Медведкове на улице Грекова, правда тогда он ещё не подозревал, что станет известным артистом.
Барин петровских времён
— Недавно показывали сериал «Собор», в котором вы играли князя Андрея. Интересно было погрузиться в петровские времена?
— В плане исторического контекста это моя самая «древняя» роль, и я с удовольствием на неё согласился. Костюмы, парики, скачки на лошадях, фехтование — всё это было очень интересно, ярко, незабываемо. Хотя роль не главная, но достаточно внушительная: фактически я антагонист главного героя. С подачи гримёров я даже немножко щёки поднаел, чтобы выглядеть таким барчуком в тандеме с Александром Балуевым, который играл моего отца.
— Верховую езду специально для этих съёмок осваивали?
— Прежде в фильме «Лето волков» у меня была пара проездов галопом без всякой подготовки, и это было чревато падением. А к съёмкам «Собора» подошли серьёзно: мы занимались в конном клубе, упражнялись в фехтовании, хотя держать шпагу я научился ещё в институте.
Шрам героя не испортил
— Сериал «Диверсант» стал для вас судьбоносным: первый сезон сняли в 2004 году, продолжение «Диверсант. Конец войны» в 2007 году, через 13 лет — «Диверсант. Крым» и в этом году — «Диверсант. Идеальный штурм». Наверное, непросто спустя годы возвращаться к своему герою?
— История была не закончена и требовала продолжения. Первый канал с подачи зрителей, которым фильм полюбился, решил её реанимировать. Так как прошло много лет, мы с актёром Кириллом Плетнёвым, который играет моего друга, сначала скептически к этому отнеслись, но нас уговорили. Продолжение получилось немного другим, но достойным. Спасибо режиссёру Андрею Игоревичу Малюкову, который взял меня на эту роль. Я не раз слышал, что уже не одно поколение выросло на этом фильме, даже один молодой актёр «Сатирикона» как-то мне признался, что он в детстве с папой — а он у него военный — смотрел этот фильм.
— В картине немало рискованных сцен, всё прошло благополучно?
— Всякое случалось. Первый раз на съёмках сцены в тире в меня случайно выстрелили из пневматического ружья. Сначала врачи думали, что пуля прошла по лбу по касательной, но оказалось, что она застряла в брови, и её оттуда извлекали. Через несколько месяцев, когда мы тренировались метать ножи, у актёра Влада Галкина нож неловко вылетел и рассёк мне ту же правую бровь. Хирурги рану аккуратно зашили, а мой герой Леонид Филатов в результате обрёл шрам.
В «Сатириконе» освоил барабаны
— Видела вас в главной роли в постановке Константина Райкина «Плутни Скапена». Из декораций там, по сути, одна ударная установка, на которой вы лихо отбиваете ритмы. Где учились играть?
— На самом деле там несложный ритмический рисунок и всего пару раз. У меня нет музыкального образования, и в предыдущих музыкальных постановках «Сатирикона» я особо не участвовал. Но для этого спектакля пришлось взять несколько уроков у нашего актёра Ильи Денискина, прекрасно владеющего этим инструментом.
— По гороскопу вы Скорпион, родились в год Крысы, то есть личность сильная, независимая. Вам сложно подчиняться режиссёру?
— 18 ноября — это уже конец периода Скорпиона, так что он у меня ослабленный. Я бы не назвал себя таким уж сильным и волевым человеком. В театральном институте нас учили, что актёру нужен режиссёр, нужен какой-то контроль, подтверждение правильности происходящего или наоборот. Должен быть взгляд со стороны. Поэтому для меня режиссёр очень важен, главное — чтобы он был талантливый.
На курсы пошёл вслед за одноклассницей
— Как вы решили стать актёром?
— Стечение обстоятельств. Однажды в начале 11-го класса на уроке истории мы ждали опаздывающую учительницу, и я услышал, как одноклассница говорит подружке, что хочет стать актрисой и потому пошла на подготовительные курсы в школу-студию МХАТ. Я подключился к разговору, разузнал, что к чему, и заявил дома: «Мама, папа, хочу быть актёром. Дайте денег на курсы». Родители поскребли по сусекам и дали денег на первые пару месяцев занятий. Курсы целиком и полностью изменили мою жизнь, потому что я открыл для себя театр, людей, заражённых этим искусством, нашёл новых друзей.
— Вы целенаправленно поступали на курс Константина Райкина?
— Как и многие, я поступал сразу в несколько вузов. Меня брали и в «Щуку», где в тот год курс набирал Борисов, и в ГИТИС, где набирал Женовач. Но я выбрал школу-студию МХАТ, так как уже был к ней привязан, и попал прямо к Райкину.
— Вы из многодетной семьи, кто-то из сестёр или брат пошли по вашим стопам?
— Никто из моих родных не связан с театром, с кино и вообще с искусством. Я из простой рабоче-крестьянской семьи.
Сын пока не снимается
— Читала, что одним из ваших увлечений в юности была рыбалка. Сейчас удаётся порыбачить?
— Редко, но да. Например, в этом году в начале сентября получилось с братом поехать на Волгу под Астрахань. У нас была спортивная рыбалка со спиннингами, эхолотами — такая охота на хищника. Очень увлекательно. А когда приезжаю в деревню к родителям, рыбачу на речке Угре, которую люблю с детства. Сына тоже к рыбалке пристрастил.
— Ваш Ваня уже где-то снимался?
— Нет. Мы отталкиваемся от личности Вани, смотрим, к чему у него лежит душа, не форсируем события. Хотим, чтобы он сам выбрал путь. Я скептически смотрю на детей, которых родители специально направляют в кино. Большинству ребят это нравится, но вся их жизнь превращается в сплошные съёмки. Мне запомнился случай, когда на съёмочную площадку мама принесла недавно родившуюся дочку, ей было всего несколько недель. Ребёнка начали переодевать для съёмок, и я увидел, что у девочки на животе здоровенный шрам, то есть её привезли чуть ли не прямо из больницы. Понимаю, что у всех разные жизненные обстоятельства, но вот так использовать малыша — не моё.