На российские экраны 8 июня выходит приключенческая российско-узбекская картина «Солнце на вкус» режиссёра Эльдара Салаватова. Сюжет строится вокруг московской семьи. Двенадцатилетний Тимур отправляется на каникулы в гости к дедушке в Узбекистан, пока его родители пытаются укрепить отношения, в которых наметилась трещина. Папу главного героя сыграл заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин.
«Золотая Бричмулла…»
— Расскажите вкратце, о чём фильм и на какую аудиторию он рассчитан?
— У нашей супружеской пары не ладится бизнес, и мы оказываемся на грани развода. От этого страдает наш сын — Тимур, который в дедушке находит лучшего друга и с которым отправляется в невероятное путешествие на поиск сокровищ бухарского эмира. Формат — подростковый, и мне он с годами становится всё ближе. Взрослая жизнь надоедает постоянным преодолением трудностей. Хочется иллюзии. И очень хочется вернуться в детство или сохранить в себе это детское ощущение. Атмосфера картины невероятно сказочная, яркая. Съёмки проходили в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Ташкентской области. А насчёт целевой аудитории — пожалуй, это мой идеальный семейный формат. Моим детям как раз 16, 14, 12 и 7 лет. Так что для Фёдора, Серафимы, Евдокии и Макара это будет такое «большое папино путешествие в Узбекистан».
— Вы раньше бывали в Узбекистане?
— Ни разу. И, как многие, пребывал в плену определённых стереотипов насчёт этой страны. А когда оказался там, с головой погрузился в эту аутентичность, в старину, в историю. О, это особый колорит! Существовать в предлагаемых условиях было очень легко, потому что всё было настоящим, живым, осязаемым — и стены дома, и пустыня. Это творческая удача, когда удаётся совместить работу с туризмом. Съёмки проходили на горном курорте Чимган, в Чарваке, в пустыне Кызылкум… В детстве на лето родители отправляли нас в пионерские лагеря. По вечерам мы собирались «на костёр» и пели песни. Одну из них, самую любимую, бардовской четы Сергея и Татьяны Никитиных, я выучил наизусть: «Сладострастная отрава, золотая Бричмулла, где чинара притулилась под скалою…» Но что это за Бричмулла, с чем её едят? Я не знал. Пока не приехал в горный кишлак в Ташкентской области. По сценарию именно здесь живёт мой папа (дедушка Тимура, соответственно. — Ред.). И вот я оказался в том самом месте, о котором пелось…
Уйти голодным было невозможно
— Вы упомянули, что не всегда условия съёмок были комфортными. Жара под 60 градусов…
— Да, но все трудности перекрывались радостью: ты понимаешь, что в других условиях никогда бы в эти места не попал. Находишься в городе — и раз, всего час в пути, и ты в пустыне. Настоящей, с барханами и скарабеями. Всё ползает, живёт, шевелится. А ещё там ужасные ветры. В конце картины моего героя показывают, всего обмотанного платком. А это на самом деле был мой первый съёмочный день в пустыне и я просто не знал, куда деться от этого ветра, песка и жары. Намотал на голову шарф и даже не предполагал, что эти кадры возьмут при монтаже.
— Узбекский язык выучили?
— Там все прекрасно говорят по-русски. «Рахмат!» — «Спасибо!» — вот это мы все выучили. Меня поражало, что люди в Узбекистане всегда здороваются. Даже в машине по пустыне едешь — пастух остановится на секунду, руку приложит к сердцу, а ты за тонированными стёклами сидишь и чувствуешь, что с тобой поздоровались. Основное открытие в путешествиях — это люди. Я теперь горячо советую всем поехать в Узбекистан. На себе узнал, что такое узбекское гостеприимство. Уйти откуда-то голодным просто невозможно. Мы снимали на знаменитом рынке «Чорсу». Какой колорит, какие виды! Один только «Обжорный ряд» чего стоит. А сколько подарков нам надарили! Привёз халатов чапан домой. И такой нравится, и второй, и третий… никак не мог остановиться.
Юбилей отметил на сцене
— В фильме есть магические часы, позволяющие заглянуть в прошлое. Хотели бы иметь такие?
— Была бы машина времени, то и в прошлое заглянул бы, и в будущее. Вот с бабушками-дедушками я был знаком, застал их ещё. А про прабабушек и прадедушек много слышал, но, конечно, не видел. Знаю, что прадедушка участвовал в вой не 1812 года. Кавалер Георгиевского креста. Так хочется подробностей! Но, вообще, не думаю я о машине времени, потому что времени на это нет.
— Кстати, про время, которое бежит… Как отметили недавний юбилей?
— Свой 50-й день рождения я отметил на сцене — в Театре имени Гоголя. В фойе собралась шумная и дружная семья, пригласил всех близких и знакомых, друзей, коллег по ремеслу. Но что такое пятьдесят? Это лишь возраст. Ставить точку — непрофессионально. Мы ставим запятые и идём вперёд!