Кока-кола, фанта, спрайт — напитки, которые пробовало большинство россиян. Летом швейцарский владелец этих брендов официально заявил: как только кончатся запасы ингредиентов на его российских заводах, производство и продажа напитков в нашей стране прекратятся. Как в связи с этими заявлениями меняется отечественный рынок газировки, выяснял «ЗБ».
Ассортимент изменился
В магазине на Ярославском шоссе есть и кока-кола, и спрайт, и фанта. Но напитки только в поллитровых и литровых бутылках.
— Покупатели разобрали, а нового завоза не было. Остались не самые популярные вкусы, — поясняет работник магазина Вяче слав. — Запасы на складе постепенно заканчиваются.
В магазине на Стрелецкой улице ситуация похожая. Как, кстати, и стоимость оставшихся напитков зарубежного бренда: 0,5 литра продают за 70 рублей, а литр — за 90-100 рублей.
— Закупочные цены выросли, поэтому и продаём по более высокой, чем в прошлом году, цене, — говорит продавщица Алина.
Тем не менее, прилавки не пустуют. Появилось много новых наименований газировки, выпущенных отечественными предприятиями. К примеру, Fancy вместо фанты, Street и Frustyle вместо спрайта и Cool Cola вместо понятно чего. Напитки продаются в бутылках различного объёма. Также появились новые виды лимонада от компании, которая раньше производила только пиво. Цена отечественной газировки примерна та же, что и зарубежной.
Отечественные компании активизировались
Заместитель директора Федерального научного центра пищевых систем им. Горбатова кандидат технических наук Станислав Алексеевич Горбатов считает, что ситуация на отечественном рынке газировки не критическая.
— На фоне санкций и ухода иностранных производителей активизировались практически все российские предприятия. За последние полгода они расширили ассортимент выпускаемой продукции. Лидеры рынка — компании «Очаково» и «Черноголовка», — говорит Горбатов.
Цены выросли из-за подорожавшего сырья
Производственные линии на отечественных предприятиях газировки в основном зарубежные. Сейчас оборудование работает. Но что будет в ближайшем будущем?
— Вопрос открытый. Пока что большая часть оборудования идёт из Китая, некоторые производители продолжают сотрудничество с Италией. Кстати, итальянские линии — самые востребованные в нашей отрасли. Некоторые детали, аналогичные зарубежным, начали производить в нашей стране, — отмечает эксперт.
Рост цен на газировку, по словам Горбатова, обусловлен повышением стоимости сырья и логистическими затратами.
— Сырьё в нашей отрасли — это сахаросодержащие вещества и разные вкусоароматические добавки, которые в основном поставляются из-за рубежа. Сложнее всего к нынешним условиям приспособиться небольшим предприятиям. Тем не менее, они стараются увеличить производство и даже обращаются в наш институт за разработкой новых рецептур, — поясняет специалист.
Наши не хуже
Имеет ли смысл везти швейцарские напитки к нам параллельным импортом либо наладить импорт корейских и китайских напитков?
— Можно, и это уже начали делать. К примеру, в нашу лабораторию в последнее время стали чаще поступать запросы на идентификацию продукции — исследовательскую методику, которая позволяет определить заявленный состав напитка, — говорит эксперт. — Тем не менее, выгоднее будет вернуться к напиткам по оригинальным российским рецептурам, которые не хуже зарубежных. У многих наших напитков, таких как «Байкал», «Дюшес», «Тархун» и «Лимонад», натуральные основы и ароматизаторы. Сахаров и калорий в них меньше, чем в иностранных.
В свою очередь президент Союза производителей напитков Максим Новиков считает, что импортировать корейские и китайские напитки в нашу страну — неперспективное направление.
— Рынок Восточной и Юго-Восточной Азии очень разнообразен в плане ассортимента, однако расходы на доставку их газировки в нашу страну приведут к серьёзному удорожанию продукта, — поясняет Новиков.