В Лосиноостровском районе в библиотеке №68 «Зелёный лось» состоялась встреча с заслуженным артистом РСФСР, заслуженным деятелем искусств РФ, первым вице-президентом Гильдии актёров России, режиссёром, генеральным продюсером студии «Дебют» Борисом Токаревым. Побывала на ней и корреспондент «ЗБ».
Хотел стать телемехаником
— Борис Васильевич, как кино вошло в вашу жизнь?
— Однажды в 1959 году в школу №124, где я учился, пришла ассистент режиссёра, которая искала ребят для фильма о детях блокадного Ленинграда «Спасённое поколение». В коридоре она натолкнулась на меня и спросила: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Конечно, я хотел. Меня вызвали на Студию имени Горького, там стояла огромная толпа мальчишек, которые тоже рассчитывали попасть в кино. А спустя неделю мне сообщили, что я утверждён на главную роль и теперь нужно при ехать на студию с родителями, чтобы заключить договор. Съёмки для меня тогда были забавной игрой, которой взрослые дяди и тёти занимаются на полном серьёзе. Мама сначала вообще не понимала, что я делаю и куда меня увозят после школы. Но когда выяснилось, что моя актёрская зарплата даже выше, чем у отца — а он был офицером, — она смирилась. Однажды я взял маму на съёмки. Увидев, как один и тот же эпизод снимают по 5-10 раз, как актёры зимой плавают в пруду, изображая, что им жарко, потому что в кадре должно быть лето, она сказала: «Честно говоря, вам даже мало платят за такую работу».
— Вы сразу решили поступать во ВГИК?
— После 7-го класса я пошёл поступать в техникум автоматики и телемеханики: тогда профессия телемеханика была очень модной. Слава богу, завалился на экзаменах и пришлось вернуться в школу. Потом поступил на подготовительные курсы на химический факультет Московского университета, но на экзамены не пошёл: решил вслед за Людмилой Гладунко, в которую влюбился в 15 лет, поступать во ВГИК. Кстати, с Людмилой мы в браке уже 53 года! В Институте кинематографии я учился сначала на актёрском факультете, потом на режиссёрском. В общей сложности посвятил ВГИКу девять лет. Для меня актёрская работа — это даже не профессия, это жизнь. Для кино я могу делать всё, даже мыть полы в павильоне.
В образах капитана и аристократа
— Какой из фильмов, в которых вы снимались, ваш любимый?
— Все любимые. Есть очень удачные, например «Два капитана». Если помните, мой герой Саня Григорьев говорит о дневнике штурмана Климова. Не все знают, что его прообразом был знаменитый полярный штурман Альбанов. Когда он вернулся на Большую землю, написал свои удивительные воспоминания, на основе которых Вениамин Каверин создал книгу. Недавно я был на открытии музея Альбанова в Уфе, где он жил, — такая память важна… Или военная картина «Морской характер», я снимался в ней больше 50 лет назад: «командовал» тем самым крейсером «Москва», который затонул недавно в ходе военных действий. Для меня гибель легендарного крейсера стала личной трагедией… В 1970 году в Одессе нам нужно было снять эпизод, как моряки парадным строем проходят перед трибунами, на которых стоят ветераны. Во главе колонны моряков должен был идти мой герой, уже пожилой, убелённый сединами, капитан 1-го ранга. Снимали настоящий парад 9 Мая. За месяц до него я каждый день вместе с настоящими моряками ходил на репетиции: оттачивал строевой шаг, умение отдавать честь. Перед съёмками стараниями гримёров я «состарился» лет на тридцать, солидности прибавили и специальные толщинки под военным мундиром. В тот год 9 Мая в Одессе стояла настоящая жара, и мне в гриме и в толщинках в буквальном смысле слова пришлось попотеть.
— А какая роль была наиболее сложной?
— Пожалуй, роль старого князя Репнина в сериале «Моя Пречистенка». Я почти до конца не верил, что смогу создать образ аристократа, до этого я играл в основном простых людей: рабочих, офицеров. А ведь роль состоит из многих компонентов, в том числе пластики, умения носить одежду. И вдруг — князь, да ещё близкий друг государя. Но супруга уговорила меня на роль. Очень рад, что в этой картине мы успели снять уголки старой Москвы, например переулки со старинными домами в районе трёх вокзалов.
Полгода учился конкуру
— Приходилось осваивать для роли что-то новое?
— Где-то на 1-м курсе института я снялся в картине «Комиссар». К сожалению, она была запрещена в Советском Союзе и пролежала на полке 25 лет. В главных ролях снялись Нонна Мордюкова и Ролан Быков. Я играл одного из красноармейцев, который должен был и шашкой владеть, и на лошади верхом скакать. Фехтование и драки были в программе обучения, а вот верховую езду пришлось осваивать в манеже ЦСКА. Я и другие «красноармейцы» полгода учились управлять лошадьми, осваивали конкур. Это целая наука! С тех пор я очень люблю лошадей.
— Работа с кем из актёров особенно запомнилась?
— В картине «Горячий снег» мне посчастливилось сниматься с Георгием Степановичем Жжёновым, он играл генерала. С этим человеком я дружил до конца его дней. Жжёнов и мой отец — оба Степановичи, и у них совпадали дни рождения — 22 марта 1915 года. Отец, прошедший две войны, ушёл из жизни в 2003 году, а Георгий Степанович — в 2005-м…
Снимаю цикл о русских купцах
— Над чем работаете как режиссёр-документалист?
— На студии «Дебют» мы снимаем цикл документальных фильмов, который называется «Соль земли». Это история русских промышленников, купцов, которые, зарабатывая огромные деньги, строили заводы, железные дороги, паровозы, храмы, театры, школы, библиотеки. Например, купец 1-й гильдии Пётр Ионович Губонин с тремя классами церковно-приходской школы, по сути, создал железнодорожный транспорт. Он первый применил на практике придуманный Дмитрием Менделеевым безотходный способ откачки нефти. Губонину было присвоено дворянское звание, на своём гербе он написал: «Не себе, а Родине».
Невероятная нежность
— Что для вас любовь?
— Бесконечно благодарен судьбе, что свела меня с Людмилой Михайловной Гладунко. Мы работаем в одной профессии, конфликты неизбежны, но главное — мы понимаем друг друга. Тот, кто работает с нами впервые и видит очередной спор между нами, думает, наверное, что на этом всё между нами закончится. Но когда завершается съёмка, мы говорим всем спасибо, обнимаемся и как ни в чём не бывало едем домой. С высоты прожитых лет могу сказать, что у каждого человека своё понимание любви. В юности это сумасшествие, страсть. В более серьёзном возрасте, если ты любишь человека, то его хочется защитить, уберечь, помочь. А когда уже появляются внуки, то друг к другу появляется невероятная нежность, ты начинаешь беречь в любимом человеке каждую клеточку. В этом году нам обоим по семьдесят пять, и, отказавшись от всех торжеств, мы начали работу над небольшим документальным фильмом о себе, который назвали «Не подводя итоги».