Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 10 Апр 2024 в 12:00 | Текст: Елена ХАРО

Для Штирлица пришлось сшить 100 рубашек

Для Штирлица пришлось сшить 100 рубашек
Любопытно, что на фотопробах у Айсмана повязка на правом глазу, а в кино — на левом. Фото: из архива Киностудии им. М. Горького

Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Татьяны Лиозновой стал одним из важнейших культурных событий 1973 года. На Киностудии им. М. Горького до сих пор хранятся документы и вещи, имеющие отношение к фильму, а вместе с ними — истории о том, как проходили съёмки. Некоторые из них рассказал «ЗБ» историк кино и хранитель фондов киностудии Алексей Тремасов.

Фотопробы Броневого

Сценарий, написанный по собственной повести, Юлиан Семёнов продал «Ленфильму». Но Татьяна Лиознова, прочитав произведение, загорелась идеей его экранизировать и лично отправилась на разговор с автором. Эта хрупкая женщина с сильным темпераментом была так убедительна, что Семёнов отозвал сценарий из Ленинграда, через сберкассу вернул уже полученный за него гонорар и написал руководителю Гостелерадио Лапину, что за съёмки берётся Лиознова.

В роли Штирлица сценарист видел актёра Арчила Гомиашвили. Но режиссёр отвергла эту кандидатуру. Ей нужен был артист не только с подходящими внешними данными, но ещё углублённый в себя, как бы постоянно ведущий внутренний диалог, интеллектуал. Вячеслав Тихонов был, по её мнению, именно таким.

Тщательно подходили к выбору исполнителей всех персонажей. Основные роли достались известным актёрам, исключением стал Леонид Броневой. Его заметил второй режиссёр фильма Зиновий Гензер: он постоянно ходил в театры, чтобы найти интересные типажи. По его рекомендации Татьяна Лиознова предложила Броневому сыграть Гитлера, в архивах киностудии сохранились его фотопробы. А уже потом решила посмотреть его в роли Мюллера — вообще последний был брюнетом и на несколько лет моложе Броневого, но актёр сумел создать шедевральный образ. Например, сцена, в которой он пытается открыть ящик, подбирает ключ, нервничает и начинает его тормошить, не была прописана в сценарии.

Куравлёва выдавали глаза

Повседневная форма немцев была серой, но плащ Штирлица сделали чёрным — так эффектнее. Фото: Елена Харо

На роль Гитлера пробовался и Леонид Куравлёв. Его загримировали, сделали снимки. Но глаза у него были слишком добрые. Тогда режиссёр предложила ему роль Айсмана. Для устрашающего вида сделали повязку на глаз. Интересно, что на фотопробах повязка на правом глазу, а в кино — на левом. Почему — загадка. Ну, а фюрера Третьего рейха в итоге сыграл актёр из ГДР Фриц Диц, который обычно исполнял эту роль в фильмах о Второй мировой войне, снимавшихся в социалистических странах.

Чёрный плащ Тихонова

Колоссальную работу провела художник по костюмам Мариам Быховская, досконально изучив форму немецких солдат и офицеров. Для одного только Тихонова было сшито 100 белых сорочек. Но иногда приходилось идти на компромисс. В фильме Штирлиц ходит в чёрном кожаном плаще. Но повседневная форма у немцев была серой, а чёрный использовался по торжественным случаям. Возможно, эту неточность допустили потому, что фильм — чёрнобелый и серый плащ смотрелся бы на экранах не так эффектно.

Много статистов требовалось на роли эсэсовцев, которые охраняли Главное управление безопасности. Директор картины Ефим Лебединский вышел из ситуации просто: позвал сниматься своих родственников и друзей. В основном это были евреи. Первым на это обратил внимание сотрудник КГБ — консультант картины. «Во время войны были уничтожены миллионы евреев, а у нас в кино они ходят в гестаповских мундирах, как же так?» — обратился он к Лиозновой. Режиссёр тоже возмутилась. Пришлось звонить в Высшее училище пограничников с просьбой прислать для съёмок рослых курсантов из прибалтийских республик.

Пять минут без слов

Идею знаменитой сцены встречи Штирлица с женой подкинул Татьяне Лиозновой Вячеслав Тихонов. Он был знаком с бывшим разведчиком, который работал у немцев под прикрытием. И тот рассказал, что видеться с близкими им позволяли только издалека. Лиознова за это ухватилась и придумала сцену, которой не было ни в сценарии, ни в романе. Так появились пять минут экранного времени под музыку Микаэла Таривердиева, во время которых не произносится ни слова. Когда годы спустя Тихонова спросили, о чём он думал, чтобы создать образ, тот признался: повторял в уме таблицу умножения. Вот такой неожиданный приём.

А что касается Таривердиева, его в качестве композитора Лиознова выбрала ещё до начала работы над фильмом. По задумке режиссёра, в картине должно было прозвучать 12 песен: в каждой серии — своя. Но в итоге осталось лишь две — «Где-то далеко» и «Мгновения». Позвали спеть Муслима Магомаева, но Лиозновой его исполнение показалось пафосным.

Начались скрупулёзные поиски. Иосифа Кобзона пригласили уже во втором десятке претендентов. Позже он вспоминал, что Татьяна Лиознова сурово спросила: «Сможешь спеть не как Кобзон?» — «Может быть, проще пригласить какого-нибудь драматического артиста?» — удивился певец. Но режиссёр была непреклонна: «Нужен именно ты. Но петь ты должен так, чтобы ты не был похожим сам на себя. Словно поёт Штирлиц…»

Обе песни стали любимы и популярны, Кобзон часто пел их на своих концертах.

Каждую серию ждали с нетерпением

Фильм планировали выпустить к 9 мая 1973 года. Но перед этим нужно было получить личное одобрение Юрия Андропова, в те времена — председателя КГБ СССР. Каждую серию ему привозили по отдельности, и, лишь посмотрев все, он вынес вердикт: кино хорошее, но нужно как-то отразить тему Немецкого народного фронта, чтобы не обидеть дружественных коллег. Упоминание о них вставили в одну из серий. И 11 августа 1973 года состоялась премьера.

Когда по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны», отмечалось повышенное потребление электроэнергии и города пустели: люди торопились домой, чтобы увидеть новые серии.

Мама Татьяны Лиозновой вспоминала, как однажды утром им позвонили работницы московской фабрики, которым как-то удалось раздобыть домашний телефон режиссёра. «Умоляем, скажите, что будет с радисткой Кэт и детьми, мы не можем работать, очень переживаем…» — просили они. Мама Лиозновой пыталась сопротивляться, но потом сдалась: «Всё будет хорошо». «Ура, девочки, пошли работать!» — услышала она в трубке.

Фильм стал по-настоящему народным.

 

Загляните на выставку

По 12 мая на Киностудии имени Максима Горького работает временная экспозиция о кинопрофессиях «За кадром: Есть что посмотреть».  Об этом сообщили организаторы.

На выставке можно узнать, как устроено кино и съёмочная площадка отечественных фильмов и как проходят основные этапы кинопроизводства от начала работы над фильмом до финальной стадии — кинопоказа. Представлены здесь и некоторые артефакты, связанные с фильмом «Семнадцать мгновений весны».

Подробнее о выставке «За кадром: Есть что посмотреть» (12+), о билетах и графике работы читайте на сайте museum.gorkyfilm.ru

Киностудия имени Максима Горького находится по адресу: улица Сергея Эйзенштейна, дом 8.

Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звёздного бульвара».

Читайте также

В горы вслед за любимым

Геолог из Северного покорила гималайский пик, несмотря на муссон и ливни

22 Ноя 2024 в 06:00

Бюджет Москвы будет социальным

Принят главный финансовый закон города

19 Ноя 2024 в 07:00

Опрос
Нынешнее время года просто немыслимо без снега. Это заставляет задуматься, как лучше провести досуг. А какие зимние развлечения больше всего любите вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело