Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 29 Ноя 2023 в 12:00 | Текст: Роман Флейшер

Дом для «Витязей»

Дом для «Витязей»
Сегодня в ростокинском депо более 130 «Витязей». Фото: Григорий Матвеев

Депо им. Баумана на Сельскохозяйственной улице – 90 лет. Одно из старейших в столице, оно первым приняло в свой парк трамваи «Витязь», которые сейчас ходят по всей Москве. В марте 2017 года новые вагоны вышли на 17-й маршрут: Останкино — Медведково. В депо побывал корреспондент «ЗБ».

Учился 3,5 месяца

Сергей Гареев спешит на смену. Первым делом получает путевой лист: сегодня ему предстоит водить 36-й трамвай. В депо он работает полтора года. Раньше был машинистом метро, затем прошёл обучение в Московском корпоративном университете Транспортного комплекса. В него принимают даже тех, кто раньше за рулём не сидел. Можно также стать водителем электробуса, но Сергей выбрал трамвай. Учился 3,5 месяца.

— Парк вагонов постоянно совершенствуется, всё время надо узнавать что-то новое. И мне это нравится, — отметил Сергей.

Площадь депо немалая — поместилась бы пара дворов с домами. Его построили в 1933 году, тогда оно называлось Ростокинское грузовое депо. Были только грузовые трамваи, способные перевезти за раз два десятка тонн. На них в том числе возили материалы для строительства первых станций столичной подземки.

Сергей Гареев водит трамвай полтора года, раньше был машинистом метро. Фото: Григорий Матвеев

А в 1937 году сюда с Новорязанской улицы перевели пассажирские вагоны депо им. Н.Э.Баумана, которое было решено переделать в троллейбусный парк. Вместе с вагонами в Ростокино «переехало» и название предприятия: именем революционера Николая Баумана в то время дорожили.

Где Высоцкий ловил Кирпича

Сначала в депо поступили деревянные трамваи, ходившие по Москве до начала 1970-х годов. Как раз в таком снимали сцену фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов и Шарапов задерживают карманника Кирпича.

— Когда в 1978 году создавался этот фильм, деревянные трамваи на маршрутах уже не курсировали. Но один вагон с бортовым номером 2170 оставался в депо для технических нужд. Его и предоставили для съёмок, — рассказал заместитель начальника отдела рельсового транспорта службы подвижного состава Московского метрополитена Дмитрий Касаткин

По сюжету действие происходит в Сокольниках. Однако сцену снимали на 1-м Сельскохозяйственном проезде: Кирпича выводят из трамвая напротив проходной депо. В кадре на дальнем плане видна пятиэтажка 7/1 на Сельскохозяйственной улице, она сохранилась, как и тот самый вагон: он ежегодно участвует в параде исторических трамваев.

Этот самый вагон из киноленты «Место встречи изменить нельзя» сохранился в депо до сих пор. Фото: кадр из фильма

О них пела группа «Браво»

На 1-м Сельскохозяйственном проезде снимали также эпизод комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В новелле «Наваждение» Шурик и Зина, погружённые в учебные конспекты, садятся в трамвай. Это новенькая «Татра» с номером 530. Вагоны «Татра Т3» из Чехословакии курсировали по Москве с 1963 по 2021 год. Эту модель выбрали из-за надёжности: крепкий кузов может служить полвека. Поначалу московские «Татры» были красного цвета. В жёлтый – как раз о таких пела группа «Браво» — вагоны стали красить уже в конце 1980-х годов. Сделали это в целях экономии: краску для трамваев и автобусов приобретали централизованно, так что остановились на одном цвете.

Теперь бывшие московские «Татры» ходят по Уфе, Нижнему Новгороду, Курску, Волгограду: в эти города их передали после замены «Витязями». Однако два красно-жёлтых трамвая остались в депо Баумана для технических нужд.

Может ехать на батареях

Сейчас в депо более 130 «Витязей». Пассажиров они возят по семи маршрутам. 17-й в Москве — рекордсмен: в сутки им пользуются около 50 тысяч человек. Первые «Витязи» пустили шесть лет назад именно по нему, чтобы проверить, как новые трамваи справятся с большим пассажиропотоком. Вагоны показали себя на отлично.

Сажусь в кабину «Витязя». Вместо педалей для разгона и торможения, как было в «Татрах», здесь рычаг — он называется ручным контроллером. Перед сиденьем водителя — несколько дисплеев бортового компьютера. На них водителю видно, как работают системы трамвая, а с камер выводится изображение, как пассажиры заходят в салон.

Обслуживаются трамваи в ремонтном цехе депо. С запчастями проблем нет: вагоны отечественные — их собирают в Твери и Санкт-Петербурге. При обслуживании проверяют ходовые тележки, двери, системы кондиционирования и отопления, токоприёмник, а также аккумуляторные батареи. От них в «Витязе» питаются двери, фары, бортовой компьютер, система освещения салона, информационные табло и USB-розетки. На аккумуляторах трамвай сможет ещё и проехать около 1,5 км. Дмитрий поясняет: на участки примерно такой протяжённости в городе разделена вся контактная сеть. Если по какой-то причине одна её секция выйдет из строя, то на батареях «Витязь» доедет до следующей.

Читайте также

Китайские колёса подойдут, но больше для города

Отечественная зимняя резина немного дороже, зато надёжнее

20 Ноя 2024 в 05:00

На Алтуфьевском шоссе загнули разметку

Перед проектируемым проездом №2257 обращайте внимание на новую траекторию полос

13 Ноя 2024 в 12:00

Опрос
Нынешнее время года просто немыслимо без снега. Это заставляет задуматься, как лучше провести досуг. А какие зимние развлечения больше всего любите вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело