Здесь можно увидеть уникальные экспонаты, рассказывающие об истории советского кинематографа. О самых интересных из них «ЗБ» рассказала сотрудница фондов музея Дарья Тимофеева.
Фильм делали за сутки
История кинематографа в СССР началась в 1920-х годах. Киноиндустрия рванула вперёд, и уже через несколько лет в стране появилось то, чего не было нигде в мире, — кинопоезда для быстрой съёмки фильмов. Оригинальная модель первого из них находится в музее.
— Это была идея режиссёра Александра Медведкина. Кинопоезд состоял из трёх вагонов. Два из них приспособили для оперативной проявки, обработки и монтажа киноплёнки, а в третьем жила съёмочная группа, — рассказывает Дарья Тимофеева.
Кинопоезда ездили по ударным стройкам СССР, чтобы вскрывать недостатки работы, показывать их в документальных короткометражках и убеждать строителей совершенствовать производственный процесс.
— Съёмочная группа начинала снимать сразу, как только приезжала на объект. Проявляли плёнку и монтировали фильм тоже на колёсах. А уже готовое кино показывали в местном клубе или в кинотеатре в тот же день или на следующий, — говорит Дарья.
Всего под руководством Александра Медведкина было снято более 70 фильмов. Интересно, что его опыт переняли французы. Они построили свой кинопоезд. Правда, было это уже в 1960-х.
«Оскар» из гипса
Ещё в Музее кино можно увидеть эволюцию кинокамер. В коллекции есть экземпляры, выпущенные с 1920-х по 1990-е годы.
— Например, есть кинопулемёт — именно такими в Великую Отечественную корреспонденты снимали военную хронику, — рассказывает Дарья. — Камера крепилась на деревянный приклад от настоящего пулемёта. Её можно было носить на плече или снимать ею из укрытия, как с опоры. Также военные корреспонденты обязательно заполняли монтажные листы, в которых описывали всё, что только что отсняли. Даже если плёнка в полевых условиях не сохранялась, был шанс, что сохранится лист с этой информацией.
Ещё один интересный экспонат военного времени — первый советский «Оскар», полученный режиссёрами Леонидом Варламовым и Ильёй Копалиным за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» в 1942 году.
— Из-за того что во время войны золото считалось стратегическим металлом, статуэтку «Оскар» сделали из гипса и покрасили золотой краской. Такая она — единственная в мире, — говорит Дарья Тимофеева.
Краску для стен выбирал Эйзенштейн
А ещё не выходя из музея можно побывать в гостях у знаменитого режиссёра Сергея Эйзенштейна. Здесь, на втором этаже, находится полностью воссозданная его квартира, в которой он жил на улице Потылихе в Москве.
— Сейчас этого дома уже не существует, — говорит Дарья. — Но после смерти Эйзенштейна его жена Пера Моисеевна Аташева сохранила все вещи и мебель. Она собрала даже образцы краски со стен во всех комнатах, поэтому в нашем музее стены точно такие же, как были в их квартире: в кабинете — жёлтые, в библиотеке — синие, а в спальне — цвета малины со сливками.
По словам Дарьи, Сергей Эйзенштейн дизайном своей квартиры занимался исключительно сам: выбирал краску для стен и потолка, линолеум на пол, мебель. Кстати, многим мебель Эйзенштейна кажется современной и ныне.
— Особенно белоснежные книжные шкафы в библиотеке и стулья с металлическими ножками-подставками в его кабинете. На самом деле всё это — предметы того времени. Например, стулья он привёз из Германии. Они принадлежат школе искусства Баухаус и были на пике моды в 1920- 30-х годах, — говорит Дарья.
Музей кино: ВДНХ, павильон №36. Работает ежедневно, кроме среды, с 12.00 до 21.00. Билеты: полный — 300 рублей, льготный — 150 рублей.