Cорок лет назад вышел детский музыкальный фильм о приключениях школьников Петрова и Васечкина. Чуть позже появилось продолжение, в котором герои на каникулах попадают в пионерский лагерь. Заместителю главного редактора издательского дома «Звёздный бульвар», жительнице Останкинского района Елене Харо довелось сниматься в обеих картинах.
На съёмки в Одессу
— Лена, как для тебя началась эта киноистория?
— С объявления: для съёмок в музыкальном фильме искали девочку лет девяти, которая умела бы петь и танцевать. Пением и танцами профессионально я не занималась, но и то и другое любила. На семейном совете решили, что я должна попробовать свои силы. Было несколько этапов. Мне особенно запомнился игровой, когда мне и двум мальчикам, которые пробовались на роли Петрова и Васечкина, предложили разыграть сценку в трамвае: они — безбилетники, я — кондуктор. Я начала ретиво отчитывать мальчишек: «Вы же пионеры! Как вам не стыдно!» Видимо, моя эмоциональность произвела впечатление, я прошла в следующий этап. Потом меня утвердили на роль солистки ансамбля «Синема» и пригласили в Одессу на съёмки.
— Что на съёмках запомнилось больше всего?
— Пожалуй, в «Приключениях» больше всего запомнилось, как мы снимали песню «Зелёная лошадь и Красная мышь». Дело было в ноябре, за пару дней до съёмки скончался Леонид Ильич Брежнев. Из-за траура фонограмму включать громко было нельзя, и под кресло спрятали маленький кассетный магнитофон. Песня звучала совсем тихо, чтобы мы могли попадать в фонограмму. А ещё внезапно обнаружилось, что от холода изо рта у нас идёт пар. Чтобы сгладить этот эффект, мы взяли в руки чашки — типа пьём чай.
— Это правда, что фильм «Каникулы Петрова и Васечкина» мог вообще не выйти?
— Так и есть. В телевизионном объединении «Экран», посмотрев его, были возмущены из-за сатиры и из-за того, что музыка и танцы — совсем не пионерские. Фильм пришлось перекраивать. Некоторые сцены просто вырезали. По текстам песен тоже прошлась цензура. Например, в песне «Танго» (в которой Васечкин признаётся, что он — не хулиган) была строчка: «Пойми, я сердцем чист, враньём по горло сыт, в душе я активист и красный следопыт!» Слово «красный» заменили на «даже». Режиссёр фильма Владимир Аленников рассказывал, что целый год ходил по инстанциям, пытаясь добиться разрешения на показ фильма. Однажды пригласил на показ… дочь генсека Юрия Андропова. После этого фильм вышел на экраны.
Будни маленьких артистов
— Как вы жили в Одессе и чем занимались, когда не было съёмок?
— Жили мы в гостинице «Экран» рядом с Одесской киностудией. В гостинице, помимо нас, проживали многие актёры. Например, летом мы подружились с Дмитрием Харатьяном, который тогда снимался в «Зелёном фургоне». Ему было лет 20… Бывало, мы хулиганили. Носились по гостинице, катались на лифтах или стучали в дверь кому-то из взрослых актёров. Больше всего доставалось Михаилу Светину. Но работы было больше, чем свободного времени. У каждого — свой рабочий день, свой распорядок и даже зарплата, не меньшая, чем у родителей! Отлично помню, сколько зарабатывали герои второго плана — 120 рублей в месяц. В те времена столько получали инженеры в министерствах. Каждый день ассистент режиссёра вывешивала листок с именами тех, кто будет задействован в съёмке. Было указано время, во сколько нужно быть готовым.
— Ты помнишь, как проходил съёмочный процесс? Сложно ли ребёнку сниматься в кино?
— Конечно, помню! Когда я начала сниматься в кино, меня поразило, сколько народу задействовано по ту сторону камеры! Ассистенты режиссёра, гримёры, ассистенты по звуку… Сценка, которая на экране длится пару минут, может сниматься целый день! Перед каждым съёмочным днём мне делали причёску и рисовали веснушки. Однажды потерялась заколка, которая была у меня в волосах в предыдущий день съёмок. Пришлось ассистенту режиссёра срочно покупать такую же. Привыкаешь к съёмочному процессу не сразу. Саша Камона, которая играла мою напарницу Олю Бобкину, много лет спустя рассказала мне, как тяжело ей далась её самая первая сцена. Это была сценка в беседке, когда Васечкин пытается признаться Добкиной и Бобкиной в том, что он не хулиган, наш первый совместный съёмочный день. Саша до сих пор помнит, как при звуке «хлопушки» забывала весь текст. И так — восемь дублей подряд!
Запела на французском
— Ты поддерживаешь связь с ребятами? Интересно, кем они стали.
— Егор Дружинин стал известным хореографом. Дмитрий Барков — продюсер и преподаватель в детской школе «Киноостров» в Санкт-Петербурге. Инга Ильм много снималась, работала в театре, но однажды ушла из профессии и поступила в МГУ изучать историю искусства, пишет книги. А недавно на Первом канале вышел увлекательный сериал «Арт и Факт» о великих русских художниках. Инга — автор идеи этого сериала. Мы с ней периодически общаемся. Не потерялась связь и с моей киноподругой — Бобкиной. Саша Камона живёт в Швеции, она нашла себя в сфере красоты и стиля, работает персональным стилистом. Я, как и Саша, не стала актрисой. Окончила экономический вуз, пыталась работать в этой области, переживала, что не могу найти себя. Моя жизнь изменилась, когда почти двадцать лет назад в меня поверил главный редактор «Звёздного бульвара» Юрий Александрович Сорокин. Меня взяли в газету — с горящими глазами, но без опыта работы. Я ушла в журналистику с головой: быстро освоила профессию, долгое время руководила отделом происшествий, опубликовала несколько сотен интервью с известными людьми. А в прошлом году сбылась моя давняя мечта: я собрала группу — кабаре-бэнд «Елисейские поля». Мы играем французскую музыку разных лет и много выступаем с концертами. Теперь моя самая большая мечта — научиться писать собственные песни. Уверена, что так и будет!
Канал Елены Харо о рок-музыке: t.me/thesoundsofthe60s
Канал группы «Елисейские поля»: t.me/elis_polia
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».