Пароль – это набор букв, цифр и символов, который призван охранять ваши данные, как самый надежный замок ваше жилище. Однако находятся умельцы, которые подбирают «ключи» и проникают на вашу кибер-территорию. Это может обернуться катастрофой для простого человека, ведь злоумышленники получают доступ к личным данным гражданина.
В Службу 112 Москвы поступает много разных вызовов, в том числе от абонентов, у которых взломали учетные записи онлайн-сервисов или приложений. Но слово «пароль» фигурирует и в других звонках.
«У меня украли все пароли. Началось, думаю, ночью. Сначала почту взломали, потом всё остальное – госуслуги, банки… Что успел – заблокировал, но, думаю, нужно в полицию обратиться. Очень активные ребята попались, быстро все сделали».
«У меня неприятная история произошла по моей же глупости. Пришел код доступа от Госуслуг в сообщении, потом позвонили с неизвестного номера, а я взяла и продиктовала его… Но почти сразу же зашла в приложение и поменяла пароль. Только боюсь, что этого недостаточно. Наверно, надо в полицию заявление написать?»
«Мне позвонил мошенник, представился работником авиакомпании и сказал, что мои бонусы скоро сгорят и, чтобы их спасти, мне нужно код от Госуслуг продиктовать. Я сразу же трубку положила, но мне продолжают названивать. Что мне делать?»
А в одном из вызовов восьмилетний мальчик набрал номер «112», потому что мама установила родительский доступ на его мобильном телефоне: «Моя мама заблокировала мне телефон. Установила код-пароль, и я не могу зайти!» Оператор Службы 112 успокоила мальчика и рекомендовала дождаться возвращения мамы.
Родительский контроль – не беда, забытый пароль – полбеды, а вот взломанный – большая неприятность.
Неприятность эту можно предотвратить, если:
- регулярно менять пароли в приложениях и онлайн-сервисах;
- не устанавливать один пароль для всего;
- установить двухфакторную аутентификацию, где это возможно;
- не переходить по сомнительным ссылкам;
- завести отдельную карту для интернет-платежей;
- сообщить в банк или техподдержку сервиса о несанкционированных попытках смены пароля или привязанного номера телефона;
- проверять, какие устройства подключены к вашему мессенджеру. Сделать это просто: откройте настройки вашего мессенджера, зайдите во вкладку «Устройства»/«Связанные устройства». Если вы увидите что-то подозрительное, например, незнакомый браузер или модель мобильного телефона, то незамедлительно завершите все сеансы;
- сразу прервать разговор, когда звонящий представился сотрудником банка, представителем государственных органов или других организаций и просит у вас данные от ваших банковских карт, коды доступа и др.
В любой экстренной ситуации звоните по единому номеру «112». Вам обязательно помогут.