В июне Киностудия им. М.Горького перешла в собственность Москвы. В планах не только развитие кинопроизводства, но и создание высокотехнологичного студийного комплекса, открытие музея и развитие Кинокампуса Горького, где можно научиться снимать кино.
Плащ Штирлица и сказки Роу
Первое, что бросается в глаза, как только попадаешь на территорию Киностудии им. М.Горького, — оживлённое движение. У каждого здания кипит работа, а внутри пахнет свежей шпаклёвкой и краской. На стенах — галерея фотографий знакомых с детства артистов, которые вызывают ностальгическую улыбку. За стеклом — костюмы из любимых фильмов: коричневое шерстяное платье госпожи де Реналь из «Красного и чёрного», пионерская форма Коли Герасимова из «Гостьи из будущего», строгий кожаный плащ Штирлица. В костюмерных ждут своего часа тысячи исторических и современных костюмов, военная форма разных эпох, церковное облачение…
— Реставрация сохранившихся костюмов идёт полным ходом, — рассказывает Алексей Тремасов, историк кино и хранитель архивов киностудии. — Многие покажем в музее, который готовится к открытию у нас на территории.
Сейчас уже можно увидеть костюмы из сказок режиссёра Александра Роу «Королевство кривых зеркал» и «Морозко». В музее также будут выставлены редкие фотографии со съёмок, афиши, реквизит.
— Сейчас ведётся работа с архивами, — продолжает Алексей Тремасов. — Особенно интересно смотреть альбомы фотопроб к знаменитым фильмам со множеством неожиданных кандидатур.
Например, Татьяна Лиознова дотошно подбирала актёров на роли в фильме «Семнадцать мгновений весны». Именно она разглядела настоящего Штирлица в Вячеславе Тихонове, хотя Юлиан Семёнов был уверен, что Штирлица может сыграть только Арчил Гомиашвили, ассистенты режиссёра настаивали на Олеге Стриженове. А радистку Кэт могла сыграть Ирина Алфёрова.
Скупали костюмы за бесценок
В начале 2000-х территория Киностудии им. М. Горького представляла печальное зрелище, лишь фасад напоминал о прежнем величии. Жительница района Ростокино Людмила Вишнякова начала там работать в 1972 году и застала разные периоды истории студии.
— Я устроилась работать на костюмерный склад, знала его как свои пять пальцев, — вспоминает она. — На каждый костюм заводилась карточка, и по картотеке можно было ориентироваться, где что искать. Помню, меня поразило, как внимательно подходили к каждой детали. Однажды для фильма нужно было создать образ девушки лёгкого поведения. Это была эпизодическая роль, но к подбору костюма подошли со всей серьёзностью, вплоть до особенностей белья. Став костюмером, я погрузилась в работу ещё глубже. Мы читали сценарий наравне с актёрами, чтобы знать, в какой, к примеру, сцене герой выходит в расстёгнутой рубашке, а в какой скидывает китель. И как интересно было общаться с актёрами! Помню, меня поразил Михаил Ульянов — интеллигентнейший и очень пунктуальный человек, он никогда никуда не опаздывал!
По словам Людмилы Вишняковой, всё начало разваливаться в конце восьмидесятых.
— Народ потихоньку бежал со студии. Охранники и другие частные лица скупали костюмы за бесценок. Работы было всё меньше, зарплату многим почти не платили. Помню, как увидела, что выбрасывают старинные телогрейки, и бросилась их защищать: «Что ж вы делаете, вы же это никогда не восстановите!» Некоторые ценные вещи были свалены в туалетах и лежали в неразобранном виде: шубы, валенки, исторические костюмы — всё вперемешку. Смотреть на это было больно… — призналась она.
Учат детей по-взрослому
Сегодня киностудия снова выпускает фильмы. В этом году в прокат вышло несколько лент, среди них комедия «Ёлки-иголки», мистический триллер «Детектор», подростковый фантастический триллер «Кукольник». 31 августа выходит в прокат детский детектив «Чижик-Пыжик возвращается», а 18 января — комедия «Как я встретил её маму». Параллельно с этим идёт модернизация всей территории.
— В ближайшее время планируется масштабная реконструкция широкоформатного зала, строительство новых павильонов и студий, оборудованных для высокотехнологичного производства современного кино и цифрового контента, — сообщил Алексей Тремасов.
Гордость киностудии — молодёжное сообщество «Кинокампус Горького», в котором детей и подростков учат основам кинопроизводства. Тут всё по-взрослому: студия звукозаписи, хромакей, монтажный класс. Первой экспедицией студентов кино-кампуса по регионам России стала поездка в Казань. Впереди — фестивали, конкурсы и новые экспедиции.