Музее транспорта Москвы на ВДНХ (павильон №26) открылась новая выставка «Ты выглядишь на все 100! История транспортного дизайна в России последних 100 лет». Тут можно увидеть уникальные концепт-кары разных периодов автомобилестроения, машины, которые бегают по магистралям сегодня, и футуристические модели.
Советский спорткар
История создания первого советского спорткара ЗИС «Спорт» (ЗИС-101А) – настоящий детектив. Группа молодых инженеров в 1930-х годах решила создать спортивный кабриолет. Но кто разрешит? Где брать деньги? Конструкторы пошли на хитрость.
— За основу был взят правительственный ЗИС. Художник Валентин Ростков создал акварельный «портрет» будущего чуда, — рассказывает специалист музея Анна Лобанова. – Автомобиль придумали преподнести в качестве подарка стране на 20-ю годовщину Ленинского комсомола. И работа закипела. Когда было готово шасси с двигателем, сам директор завода Иван Алексеевич Лихачёв установил на шасси табурет, сел на него и поехал… из Москвы в Подольск!
Вернувшись, дал несколько ценных указаний. И в 1939 году ЗИС «Спорт» увидел свет. Лихачёв представил машину Сталину и Кагановичу, те оценили высоко. Машина разгонялась до неслыханных в те времена 160 км/ч. Но спорткар в СССР оказался не востребован, а потом началась война. На выставке можно увидеть реплику машины, воссозданную по чертежам.
Кабриолет туриста
Смотришь на кабриолет «Москвич-408 «Турист» 60-х годов прошлого века и удивляешься. Элегантный дизайн, двухдверный кузов, напольная рукоятка переключения передач. А главное – четыре фары! Это самая редкая машина в семействе «Москвичей».
— Предполагалось, что на такой машине удобно будет путешествовать по курортам юга России, там даже планировали создать пункты проката таких автомобилей, — говорит Анна Лобанова. – Однако «высокие люди» решили, что для советского народа это буржуазное излишество. И «Турист» пошёл на экспорт – он был вполне современен и конкурентоспособен.
Кто придумал «Победу»
Наверное, многие слышали о таком: когда Сталину после войны представили новую легковушку и предложили назвать её «Родина», вождь поинтересовался: «Ну, и почём «Родину» продавать будем?» В итоге автомобиль пошёл в серию под маркой М-20 «Победа».
— Разговор с генсеком – легенда, — отметила специалист музея. – Работы над народным автомобилем среднего класса начались в конце 1930-х годов, но помешала война. Однако уже в 1943 году советскому автопрому была дана команда возвращаться к работе над гражданской машиной. Тогда же и было заложено рабочее название «Победа».
М-20 стала родоначальницей целого семейства машин: спецтранспорт КГБ, такси, скорая помощь и другие. И даже аэросани. Ещё на выставке представили транспорт будущего, например электромобиль «Атом». На приборной панели… приборов нет. Вся информация – на дисплее на руле. Часть данных может быть выведена на лобовое стекло. Дизайн разработал известный художник Миша Most. Авто планируют выпускать на заводе «Москвич» с 2025 года.
Выставка продлится до 1 октября 2025 года. Вход по билетам, есть льготы (6+)