В фильмографии молодой актрисы Марии Скуратовой более 20 картин. Недавно вышел сериал «Казанова в России. Тайная миссия», в котором она сыграла одну из главных ролей. Об этой работе и о том, как открылась дорога в большое кино, Мария рассказала «ЗБ».
Мешала стеснительность
— Мария, о профессии актрисы мечтали с детства?
— Да, но сначала увлёк балет. Спектакль, на который меня года в три привела мама, так впечатлил, что непременно захотелось стать балериной, и родители отдали меня в балетную студию. Правда, занималась я там недолго. Потом решила, что буду поступать в театральный институт. Мама в меня всегда верила, а папа говорил, что надо выбрать земную профессию. В старших классах я училась на театральном отделении в лицее искусств. Но мне всё давалось с трудом: мешали стеснительность, зажатость. Там был очень хороший педагог, народный артист России. И как-то он сказал: «Не стоит тебе поступать на актёрский. Если так любишь театр, то учись на театроведа». Для меня это была трагедия, я больше не смогла туда ходить. Зато поступила на подготовительные курсы в театральный институт.
Иногда переходил на сербский
— Чем запомнились съёмки картины «Казанова в России»?
— Мы настолько прониклись той эпохой, что в обычном общении употребляли фразы и слова из сценария, типа «животом чую». Забавно было видеть, как мои коллеги, одетые в камзолы, пышные платья по моде XVIII века, разговаривают по мобильным телефонам — эдакое смешение времён. Мне довелось носить и крестьянскую одежду, и платья знатной барышни. В сарафане было очень удобно: он широкий, не сковывает движений. Иные ощущения, когда на тебе платье с панье: оно тяжёлое, с жёстким, стягивающим корсетом. Юбки настолько пышные, что не на всякий стул сядешь, а в актёрский вагончик можно только боком войти. Снять такое платье самостоятельно почти невозможно: нужен человек, который тебе расшнурует корсет. Особенно тяжело было в ночные смены: в перерывах хотелось подремать, но пристроиться где-то в таком платье сложно.
— Быстро нашли общий язык с исполнителем роли Казановы — сербским актёром Иваном Босильчичем?
— Мы замечательно сработались. С Иваном я познакомилась на пробах за год до начала съёмок. Он тогда с трудом говорил по-русски: где-то на английский переходил, иногда на сербском пытался объясняться. Во время репетиций он часто ко мне обращался с просьбой объяснить, что значит то или иное слово. Иван большой молодец, он хорошо выучил современный русский язык и обороты речи XVIII века, которые мы употребляли в фильме. А когда выяснилось, что у нас ещё и совпадают дни рождения — мы оба родились 15 января, — почувствовали друг в друге родственные души.
— Ваша героиня Татьяна чем-то на вас похожа?
— Она мне близка и понятна. Татьяна хоть и крепостная девушка, но свободная, смелая, решительная, с чувством юмора. Я даже в чём-то училась у неё, поскольку более опасливый, сомневающийся человек. До этой картины у меня преобладали драматические роли, а здесь пришлось осваивать отчасти комедийный жанр.
Сергей Гармаш относился по-отечески
— Ваш путь в большом кино начался с картины Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Правда, что ради него вы даже ушли из театрального вуза?
— Да. На младших курсах нам запрещали сниматься, а я как раз оканчивала первый курс, когда мне предложили роль трудного подростка Любы Васнецовой. Я несколько раз отказывалась, но мой агент настояла: «Очень хорошая картина и хороший режиссёр. Роль потрясающая. Нужно сходить на пробы». В итоге роль настолько впечатлила, что отказаться от неё я уже не могла и честно об этом сказала своему мастеру, пообещав, что все задолженности сдам. Но он был категоричен: «Выбирай: либо ты учишься, либо снимаешься». Пришлось взять академический отпуск, так как я понимала, что это мой шанс. И не прогадала. Съёмки у режиссёра Дмитрия Дмитриевича Месхиева — это три месяца ежедневной актёрской школы.
— Вашим партнёром в этой картине был Сергей Гармаш. Как вам работалось?
— Сергей Леонидович большой мастер, многому у него научилась. Я его называла по имени и отчеству, а он настаивал, чтобы я обращалась к нему по-простому на ты. Но у меня язык не поворачивался. Как-то он мне сказал: «Ну ладно, раз я Сергей Леонидович, скажи мне, какое у тебя отчество?» Я ответила — Сергеевна. Приходим на съёмочную площадку, и он говорит режиссёру: «Ты представляешь, Маша мне сказала, чтобы я называл её Марией Сергеевной». Я растерялась, стала оправдываться: не сразу дошло, что он меня подкалывает. Вообще, Сергей Леонидович ко мне по-отечески относился, с большой заботой.
Плавала в платье и в ластах
— Пришлось чему-то учиться специально для съёмок?
— Для съёмок в «Двух билетах домой» пошла на курсы, чтобы научиться ездить на мопеде. На первых порах, если я не туда заезжала, то тут же с мопеда соскакивала и он двигался дальше без меня. Инструктор удивлялся: «Как ты так делаешь? Молодец, что не падаешь, но как у тебя это выходит?» Для этой же роли пару раз ходила на занятия по стрельбе, главным образом чтобы не пугаться резких звуков. По сценарию стрельба происходит в тамбуре поезда, где звук ещё больше усиливается. А ещё я должна была нырять в воду в платье и в туфлях с туристического теплохода. Причём не ногами вперёд, а рыбкой. Специально ходила на занятия и научилась. Каскадёры меня подначивали: мол, слабо нырнуть. Но режиссёр сказал: «Нет, нам ещё много с тобой снимать, так что это сделает дублёр». А вот плыть в реке пришлось самой, да прямо на камеру. Снимали это во Пскове, там в реке довольно сильное течение. Я почувствовала, что меня сносит, и прицепилась к опоре моста. Моему партнёру, который одной рукой держал мою игровую сумочку, а другой грёб, вообще плохо стало. Мы закричали, что больше не можем. За нами тут же прислали катер, согрели, успокоили. А для второго дубля выдали ласты, чтобы легче было преодолевать течение.
Сын важнее всего
— Ваш муж тоже актёр. Где вы познакомились?
— На актёрских курсах. Оба любим свою профессию и часто вместе читаем, смотрим и обсуждаем фильмы, помогаем записывать пробы, разбираем роли. Нам всегда интересно вместе. Нашему сыну полтора года. И, конечно, с его появлением приоритеты сместились. Сейчас ребёнок для меня важнее всего.