Накануне концерта Михаила Шуфутинского в Кремлёвском дворце «Третье сентября, или 30 лет спустя» шансонье встретился с журналистами, в том числе ответил на вопросы «ЗБ».
Приключение в гостинице «Россия»
– Михаил Захарович, более 30 лет назад вы вернулись из эмиграции. Как это случилось?
— Первый раз я приехал в 1990 году. Поселился в гостинице «Россия», и вдруг ко мне приходит мой импресарио и говорит, что через два часа здесь будет пресс-конференция. Я как сумасшедший начал бегать по номеру искать, что надеть. После душа надо было высушить волосы. Я достал фен и стал искать розетку. Нашёл под телевизором, полез туда. Поднимаюсь и со всей дури бьюсь головой о мраморный подоконник. Наутро голова раскалывается. Я в ужасе потому, что нахожусь в тысячах километров от того места, где был ещё вчера, и говорю себе: спокойно, ты приехал сюда выступить, заработать, главное — не умереть. Это первое впечатление от утра 25 июня 1990 года. За три месяца мы дали 75 концертов на стадионах и во дворцах спорта. И я понял, что хочу в этой стране жить.
Про «Третье сентября»
— Ваша песня «Третье сентября» вышла в 1993 году. Почему она так популярна?
— Впервые песня прозвучала по телевизору в передаче «Песня-94». В нашей стране это было время такого «разгуляя». Мало кого тогда эта песня сразу шибанула. Прошли годы, прежде чем люди услышали какие-то лирические слова.
— «Третье сентября» не связано с вашей биографией?
— Нет. Может, у автора песни Игоря Николаева что-то связано, но он в этом никогда не признаётся. Это счастье — петь песню, затронувшую столько людей. Иногда в начале сентября меня приглашают на корпоративы, чтобы я спел только эту песню. Я говорю, что это будет стоить как целое отделение, но мне говорят, что я специальный гость, и просят только её.
Сын делает киноозвучку
— В этом году исполняется 100 лет российскому джазу. Это направление вам не чуждо?
— Джазом я занимался много лет, очень люблю это искусство. Пацаном жил на Ленинском проспекте в одной комнате с бабушкой, в другой — отец со своей женой и сыном. По вечерам я включал радио и слушал джаз, я пропитался им. Потом, когда уже учился в музыкальном училище, умудрялся с друзьями играть джаз, хотя нас за это гоняли. Потрясающий Алексей Козлов учил нас правильно его играть.
— Вы снялись в фильме «Москва на Гудзоне». Ваша песня «Марджанджа» звучит в боевике «Кодекс вора». Вы озвучивали короля Фергуса в мультфильме «Храбрая сердцем». Интересно работать в кино?
— У меня есть несколько предложений, но, находясь во второй половине жизни, я хочу больше времени уделять себе и своим любимым людям. В кино — мой сын Дэвид. У него здесь своя студия, он саунд-продюсер, делает звук для кино, в том числе дубляжи с других языков. Фильм «Москва на Гудзоне» снимали, когда я работал на Брайтоне в американском ресторане «Националь». Режиссёр Пол Мазурски выбрал меня в числе других музыкантов, то есть мы с коллегами сыграли себя. Что касается «Кодекса вора», я там не пел, просто взяли мою песню. Кстати, актёра старались сделать похожим на меня, он там сидит в эмигрантском бандитском кабаке в кожаной куртке, с бородой и наяривает что-то вроде: «Я налётчик Беня-хулиган…» А что касается короля Фергуса, то мне не нравится, как я его сделал. Думаю, я должен был другую роль озвучить… Но всё равно было интересно.
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».