В этом году в ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы на 3-й Мытищинской улице два важных события. При ней открылся первый в России центр для одарённых незрячих детей. А ещё старейшее в стране коррекционное учебное заведение отметило 140 лет со дня основания. Корреспондент «ЗБ» познакомилась с юными дарованиями, приехавшими учиться в Москву из разных уголков страны.
И голос вдруг зазвенел…
Как рассказал директор школы Иван Вишнивецкий, ежегодно центр будет принимать в свои стены одарённых детей с 7-го класса. В первом наборе семь ребят, им по 14 лет.
Уроки на сегодня закончились, и ребята занимаются своими делами. Тоненькая невысокая Саша из Ивановской области — отличница, победительница олимпиад — обожает литературу и историю. Рядом с ней брайлевский прибор для письма. В металлический футляр в виде сетки девочка кладёт лист бумаги. Специальным грифелем, который напоминает шило, прокалывает в ячейках дырки. Одна — буква «а», комбинация из четырёх — «в». Саша пишет: «Здравствуйте!»
У девочки талант декламировать стихи. Не раз побеждала на конкурсах чтецов. Мне она прочла произведение о вой не. Удивительно, как у этой хрупкой семиклашки голос вдруг зазвенел, словно металл, а в осанке появилось столько силы!
С компьютером на ты
Вика преодолела тысячи километров, чтобы из приморского города Артёма приехать учиться в Москву. Высокая, с косой до пояса, она с детства пишет стихи. Раньше складывала их в стол, теперь её талант заметили: она готовится выступить во Дворце пионеров на Воробьёвых горах.
— А какой у вас телефон? «Сяоми»? — вдруг вступает в разговор москвич Артём. — Хотите лайфхак: если случилась беда, можете трижды нажать на кнопку выключения, тогда в службу спасения пойдёт звонок, который нельзя сбросить.
Мальчишка фанатеет от информатики, мечтает стать айтишником. Рассказывает про YouTube-каналы, сим-карты с таким знанием дела, что мне кажется, будто передо мной не иначе как Илон Маск. Тёме смешно, что я, взрослая тётя, ничего не понимаю.
Географию учат по рельефам
Помимо ребят из нового класса, в школе и в детском саду (он находится на Ракетном бульваре) занимаются 325 детей. Предметы у незрячих учеников такие же, как у всех школьников. Но ведь неинтересно делать лабораторку по химии, если нельзя увидеть, как выпадает осадок, а жидкости меняют цвет.
— Мы проводим другие опыты, — поясняет директор, кстати, учитель химии. — Дети могут услышать, как выделился газ, по характерному хлопку. Как образуется тепло, тоже можно почувствовать, поднеся ладонь к горлышку колбы.
В помощь преподавателю геометрии — объёмные модели геометрических фигур, тактильная линейка. А составить представление о горах, морях, об исторических эпохах помогают фигурки и рельефные пособия. Например, историю возникновения Олимпийских игр школьники изучают по барельефу, на котором изображены древние греки. В кабинете информатики мощные компьютеры с суперсовременными брайлевскими дисплеями. С их помощью ученики могут не только печатать, но и читать.
Чтобы быт не стал проблемой
А вот уроков пространственной и социальной ориентировки в обычной школе вы не найдёте. В интернате в Алексеевском — это обязательные предметы. Тут ребят учат, например, как не перелить кипяток в кружку. Оказывается, существует не меньше восьми способов не обжечься.
На первом этаже стоит банкомат: здесь отрабатывают практику пользования картой. Ученик надевает наушники, подключает разъём к терминалу. Вся последовательность действий озвучивается.
Кстати, ребята сдают в точности такие же ОГЭ и ЕГЭ, как и все. Только в 10-м и 12-м классах. Потом поступают в самые разные колледжи и вузы Москвы. Совсем не обязательно в инклюзивные.
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».