В Музее гаража особого назначения, который расположен в павильоне №54 ВДНХ, можно посетить выставку «Первые моторы России». Она подготовлена совместно с Политехническим музеем. Многие экспонаты демонстрируются впервые.
Почти всё на ходу
Заходишь на выставку и сразу окунаешься в атмосферу прошлого. Тут воссоздан Международный автомобильный салон, проходивший в Москве в 1913 году. Расстановка экспонатов соответствует сохранившимся историческим документам и фотографиям, звучат марши — всё выглядит, как тогда.
— Почти все авто и мотоциклы на ходу, — рассказывает экскурсовод музея Екатерина Лапшина. — Например, американский «Индиан» в фирменном красном цвете, который легко узнать по глубокому переднему крылу, у остальных мотоциклов той эпохи крылья, как у велосипедов. Или немецкий «Феномобиль» — чудо техники на трёх колёсах с приводом на переднее. На таких до 1930-х годов ездили курьеры. А вот французский «Де Дион-Бутон Визави» — фактически экипаж, где пассажиры и водитель сидели лицом друг к другу. Все эти автомобили продавались в Российской империи.
Также представлена диорама о том, как посещал автосалон император Николай II; много макетов старинных авто и архивных снимков.
Прадедушка «Теслы»
Сенсация экспозиции — электрокар фирмы «Коламбия А.С.», такие производили в Лондоне. Это необычное транспортное средство в 1901 году подарила императрице Марии Фёдоровне её родная сестра Александра, супруга британского короля Эдуарда VII.
— Электромобиль попал в музей под видом коляски — так он значился в сопроводительных документах, — говорит Лапшина. — С виду действительно только оглобель не хватало. Но при детальном изучении были обнаружены электромотор и аккумулятор! Электромобиль мог проехать на одном заряде 20 километров и разгонялся до 20 километров в час. У него и провод для подзарядки есть, как у современного гаджета.
Когда автомобиль прибыл из Англии, императрица осмотрела его и только буркнула: «Сами катайтесь», сочтя это игрушкой. А вот великий князь Михаил Александрович, младший брат императора, живо заинтересовался новинкой и с удовольствием сам ездил по Гатчине и катал мать.
Раритет из сарая
Ещё одна звезда выставки — «Руссо-Балт» 1911 года с кузовом ландо (открытый, с лёгким тентом сверху). Это единственный сделанный в России до революции легковой автомобиль, дошедший до наших дней.
— Автомобиль изначально принадлежал Гатчинской воздухоплавательной школе, — сообщает Екатерина Лапшина. — После революции и перипетий Гражданской войны он оказался в Кимрах, где его купил житель города Александр Орлов. Он ездил на нём до 1941 года, затем ушёл на фронт, а «Руссо-Балт» остался в сарае. За пять лет машина пришла в полную негодность: замёрзла и лопнула система охлаждения, и хозяин на ней потом больше не ездил. За годы у неё сгнила резина колёс, треснул двигатель. Раритет в 1960-х годах выкупила Киностудия имени Горького, но что с ним делать, не знала. Уже у неё «дедушку» выкупил Политехнический музей и отправил на реставрацию.
Полностью восстановленный автомобиль своим ходом доехал от мастерской до музея и занял там своё место.
Выставка продлится до 28 октября. Информацию о входных билетах смотрите на сайте vdnh.ru
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».