Летом 1985 года Москва на несколько дней стала молодёжной столицей мира. С 27 июля по 3 августа в столице проходил XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Одной из основных фестивальных площадок стала ВДНХ. А самой заметной достопримечательностью – выставленная в павильоне №8 «Юные натуралисты и техники» четырёхметровая кукла Катюша – талисман фестиваля.
Из пенопласта и оргалита
После Олимпиады-80 в павильоне №8 некоторое время выставлялся надувной олимпийский мишка. Тот самый, который медленно пролетел над притихшими трибунами на церемонии закрытия Игр. Поэтому в 1985 году директор павильона предложила выставить здесь талисман фестиваля – Катюшу. Такая преемственность.
-Четырёхметровую куклу решили делать в Сергиев-Посаде, в НИИ игрушки. Юбку выкраивали из оргалита, а из пенопласта вырезали руки, голову и кокошник. Потом детали склеивали и раскрашивали, – рассказал автор талисмана, художник Михаил Веременко. – Работали над макетом два месяца. Всё это время раз в неделю я приезжал на ВДНХ и на ведомственном рафике мы с директором павильона ехали в Сергиев-Посад смотреть, как идёт работа.
Результат превзошёл все ожидания – рядом с четырёхметровой румяной Катюшей фотографировались тысячи желающих. А Михаил Веременко получил за работу золотую медаль ВДНХ и премию – 200 рублей. Тогда это были хорошие деньги.
Автором талисмана стал случайно
Михаил Веременко – потомственный художник. Его отец окончил ВГИК и работал на Мосфильме художником-постановщиком. Но автором талисмана стал случайно.
Зимой 1984 года Веременко создал несколько эскизов для конкурса на фестивальный значок. Главным героем был человечек с головой в виде земного шара с пятью лепестками. А через несколько дней Михаила пригласили в ЦК ВЛКСМ.
– Оказалось, среди множества эскизов мой был единственным, где присутствовал персонаж. И мне предложили подумать над созданием талисмана Всемирного фестиваля, – рассказал художник.
Утром проснулся знаменитым
– Я поехал домой. Был поздний декабрьский вечер. Слышу у водителя по радио играет музыка, это была «Катюша». И я неожиданно подумал, что талисманом может быть девочка по имени Катюша. Сошлось всё: песню знают во всём мире, девочка – это символ будущего, кокошник из пяти лепестков, символизирующих пять континентов, а в руках у неё будет голубь мира, – продолжает Михаил Веременко.
Приехав домой, он сразу же накидал новый эскиз цветными карандашами, а наутро отвёз его в ЦК ВЛКСМ.
– 30 декабря меня вызвали в штаб в гостинице «Юность», где шло финальное обсуждение конкурсных эскизов. И уже на выходе из метро «Спортивная» я оказался в окружении журналистов с микрофонами и телекамерами. А утром в газетах написали, что у фестиваля появилась хозяйка – девочка Катюша. Так я проснулся знаменитым, – вспоминает художник.
Ночные гулянья на Манежной
Программа фестиваля в 1985 году была, по мнению Михаила Веременко, немного заформализована – много круглых столов, обсуждений политической ситуации. Зато ночью в Москве царила невероятная атмосфера.
– Делегатов фестиваля поселили в гостинице «Россия». День был полностью расписан, а ночью мы выходили на Манежную площадь, где собиралась неформальная молодёжь, – говорит художник. – Тысячи молодых ребят: наши, иностранцы. Пели песни под гитару, общались. Запомнился один парень, он носил на себе большой транспарант с надписью: «беру автографы». И все расписывались на нём. Ещё играли в «ручеёк». Он растягивался от Манежа до памятника Карлу Марксу. Берёшь девушку за руку и идёшь с ней по «ручейку» чуть ли не километр. Спать не хотелось, погода была отличная. Это был настоящий праздник. Я часто вспоминаю то время, словно кино, жизнерадостное, яркое…