Впервые уголовная ответственность за налоговые преступления была установлена на территории России в 1986 году.
С тех пор порядок уголовного преследования за совершение налоговых преступлений неоднократно изменялся, при этом в настоящее время уголовное законодательство о налоговых преступлениях еще нельзя считать устоявшимся.
Основными видами налоговых преступлений являются уклонение от уплаты налогов или сборов физическим лицом либо организацией.
Также в уголовное законодательство в 2003 году введены такие преступления как неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов, а также сокрытие организациями или индивидуальными предпринимателями денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание недоимки.
В 2017 году уголовный закон дополнен таким видом налогового преступления как уклонение страхователей от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный бюджетных фонд.
Общим для всех налоговых преступлений является умышленность действий, то есть понимание лицом совершения незаконных действий, в результате которых наступят вредные последствия для бюджета Российской Федерации.
Об умышленности свидетельствует термин “уклонение”, который следует толковать как намеренное удержание налогоплательщиком в своем распоряжении денежных средств, которые он обязан перечислить в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах, которые для физических лиц составляют 2 млн 700 тыс. и 13 млн 500 тыс. рублей соответственно, для юридических лиц – 15 млн и 45 млн рублей соответственно.
По способу совершения основных видов налоговых преступлений различают действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
Субъектами преступления являются достигшие 16-летнего возраста физические лица-граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, а также частные практики (частные нотариусы, охранники и детективы), руководители организаций вне зависимости от формы образования. Работники бухгалтерии, способствующие совершению налогового преступления, также подлежат привлечению к уголовной ответственности. К субъектам преступления также относятся лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя организации, а также лица (бенефициарные владельцы, учредители, участники Обществ), организовавшие совершение преступления.
Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента наступает только в случае наличия у руководителя организации личного интереса, взаимосвязанного с неисполнением налоговых обязательств.
Личным интересом можно квалифицировать следующие действия: создание комфортных условий жизни для себя, заключающихся в оплате предприятием расходов на проживание в гостиницах, домах отдыха, транспортных расходов; создание привлекательного имиджа успешного руководителя, повышение своего престижа в глазах акционеров, повышение авторитета среди работников предприятия путем увеличения заработной платы и выплаты премии; сокрытие истинного положения дел на предприятии, которое сложилось в силу некомпетентного руководства, для сохранения за собой занимаемого служебного положения.
Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств или имущества от взыскания недоимки наступает в случае воспрепятствования налогоплательщиком принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам, после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога или сбора. Предметом сокрытия также выступают денежные средства или имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязательств в виде приостановления операций по счетам иди ареста имущества.
Здесь следует отметить, что решение арбитражных судов, признавших необоснованность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, не являются безусловным основанием для принятия решения о прекращении уголовного дела о налоговом преступлении. Судебные акты подлежат оценке наряду с иными доказательствами, полученными в ходе предварительного расследования.
С 09 марта 2022 года изменен порядок возбуждения уголовных дел о налоговым преступлениях.
В настоящее время уголовное дело может быть возбуждено только по материалам налоговых органов, в том числе по результатам выездных или камеральных налоговых проверок.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего налоговое преступление, от уголовной ответственности.
Лица, впервые совершившие налоговое преступление освобождаются от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба причиненного бюджетной системе Российской Федерации.
Под возмещением ущерба следует понимать уплату недоимки, пеней и штрафов, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом уплата должна быть осуществлена до назначения первого судебного заседания по поступившему в суд для рассмотрения по существу уголовному делу.
Частичное возмещение ущерба, равно как и полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом судебного заседания, может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
Возмещение ущерба может быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе другими лицами, если само лицо не имеет реальной возможности для выполнения этих действий, возмещение ущерба допускается и организацией.
Начальник отдела управления по надзору за процессуальной деятельностью органов следственного комитета РФ Е.В. Махрачева