Выставка «Дизайн под грифом «секретно». Машины власти, которых не было» открылась в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ. Тут представлены некогда секретные эскизы, проекты, макеты и действующие образцы автомобилей для руководителей СССР и современной России. Многое демонстрируется впервые.
Даёшь советский «Бьюик»!
Первым советским лимузином представительского класса стал Л-1, выпущенный в 1933 году в Ленинграде на заводе «Красный путиловец». Эта была точная копия автомобиля «Бьюик».
— Передовицы в газетах, восторженные лозунги, даже песня, посвящённая лимузину, — настоящая эйфория царила в стране, — рассказывает сотрудник музея Алексей Насонов. — Сделали! Значит, можем! Но… В большую серию Л-1 не пошёл. Выпустили всего шесть штук. Один можно увидеть на выставке.
От существующих тогда машин лимузин отличался мощным восьмицилиндровым мотором и поднимающейся перегородкой в салоне, отделяющей заднюю часть от передней. Любопытна отделка салона. Если сегодня кожаный салон — шик, то тогда считалось, что кожа — это для шофёра. А сиденья для ВИП-персон были обшиты дорогим сукном.
Гагарин ехал не на «Чайке»
Глядя на кадры, где Гагарин в кабриолете едет по Москве после своего полёта, многие уверены, что везут его на «Чайке». Но это не так. Гагарин ехал на ЗИЛ-111. По словам Алексея Насонова, дизайн этих автомобилей был схожим. Но если ЗИЛ предназначался для высшего руководства страны, то «Чайка» — для управленцев рангом пониже. И Хрущёву якобы не понравилось, что автомобили так похожи: мол, «главные» автомобили должны быть другими. На выставке можно проследить, как менялся дизайн автомобилей для первых лиц.
Вообще, многие работы дизайнеров не удовлетворяли высокое начальство. Например, молодой дизайнер Владимир Арямов предложил несколько вариантов ВИП-машин, но все были отвергнуты: настолько футуристическими были эскизы. «Мы создаём машины для солидных людей, а не для опереточных артистов» — таков был «высокий» отзыв о них.
ЗИЛ с «голосовой помощницей»
Золотистый ЗИЛ-4102 1988 года — шикарный автомобиль представительского класса, фактически опередивший своё время. Например, там стояла «голосовая помощница» — сис тема, которая совмещалась с радиоприёмником и магнитофоном: женским голосом она выдавала информацию о состоянии автомобиля (открытые двери, перегрев двигателя и т.д.).
— Изначально на заводе создали два автомобиля — чёрный и золотистый. Зиловцы тут же окрестили их «Мишей» и «Раей», — говорит Насонов. — Не известно, узнал ли об этом Михаил Горбачёв, но доподлинно известно: машины остались невостребованными. Чёрного «Мишу» разрезали на металлолом, от него осталась только передняя часть, а «Раей» сегодня можно полюбоваться в музее.
Выставка продлится до 16 апреля. Информацию о графике работы и о билетах смотрите на сайте vdnh.ru в разделе «События».
Эту и другие новости можно прочитать в Telegram-канале «Звездного бульвара».