Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 01 Ноя 2022 в 12:00 | Текст: Яна Невская

Никита Михалков: Герой нашего времени знает, за что готов умереть

Регалии, награды и профессии Никиты Михалкова можно перечислять и перечислять: он не только кинорежиссёр, но и продюсер, и сценарист, и актёр с весьма солидной фильмографией. А ещё — лауреат множества российских и заграничных кинопремий, включая «Оскар» за «Утомлённых солнцем». Герой Труда, председатель Союза кинематографистов России, автор и ведущий своего собственного интернет-проекта «Бесогон». Разговаривать с Михалковым всегда интересно, ведь на всё, что происходит вокруг, у него свой взгляд, обдуманная и принципиальная позиция.

 

В Донбассе рождается новая элита

— Никита Сергеевич, насколько актуальны сейчас фильмы, где большое внимание уделяется духовным ценностям?

— Вы знаете, духовность — вещь достаточно абстрактная в принципе. Для меня большее значение имеет поиск смысла. Наше кино, советское кино и великое мировое кино — оно всегда строилось на поисках смысла. Это не отрицало приключенческие или развлекательные фильмы. Но поиск смысла — это, собственно, и есть жизнь человеческая, поиск смысла этой жизни. Как говорил замечательный философ Иван Ильин: «Жить надо ради того, за что можно умереть».

— Каков, с вашей точки зрения, герой нашего времени?

— Герой сегодня — в Донбассе. И я сейчас даже не имею в виду героя кино — я не про это сейчас говорю. Я имею в виду именно героя нашего времени — того человека, который знает, за что он готов умереть… Там рождается новая элита, и там рождается новый герой. Там рождаются новый мир, новое общество. Проблема в том, что, к сожалению, немногие, далеко не все понимают, что это — всерьёз и надолго. Многие считают, что это как-то рассосётся и будет так, как было. Так, как было, уже не будет никогда!

 

Не ради тусовки, а ради фильмов

— Вы уже много лет являетесь президентом Московского Международного кинофестиваля. Сейчас можно услышать: фестиваль уже не тот, не приезжают заграничные звёзды первой величины…

— Когда были первые кинофестивали у нас в 1960- 70-х годах, тогда выстраивались очереди к кинотеатрам на километры: люди шли на иностранные фильмы. Потому что это было в диковинку, в новинку. А потом менялось время, и постепенно качество фестиваля стало определяться следующим: приедет, например, Брэд Питт или нет. Приехал — фестиваль, а не приехал — ерунда какая-то…

И было время, когда кино вообще никого не интересовало, а интересовали тусовки. Были пустые залы.

А потом всё это стало меняться. В последние годы мы видим, какое огромное количество людей приходит просто смотреть кино. Поэтому для меня с какого-то момента — а уж тем более с того момента, когда пытаются отменить нашу культуру в мире, — мне абсолютно без разницы величина звезды, которая приедет на фестиваль. Меня интересуют люди, потому что им хочется приехать к нам, познакомиться с нами, посмотреть кино, показать своё. И в принципе для настоящего фестиваля это и является основой. На фестивале у нас за неделю было 200 с лишним фильмов. И наверняка среди них каждый человек смог найти три, пять, десять кинолент, за которые он был благодарен фестивалю. И это для нас самое главное!

 

В режиссёре должна жить любовь

— Много споров идёт о том, выпускать ли на экраны фильмы с артистами, которые уехали из страны. Что вы об этом думаете?

— Мой ответ тут определённый: нет! Не выпускать. Это люди, которые уехали и пренебрежительно, оскорбительно отзываются о стране, которая их сделала, боготворила, любила, которая дала им возможность безбедно жить, делать то, что хотят, причём за государственные в основном деньги. Неблагодарность должна быть как-то оценена. Я считаю, что мы так сделаем свой выбор. Я хотел бы, чтобы эти места заняли люди талантливые, которых мы не видели до этого времени.

Другой разговор — в том, что человек должен делать выбор. В одном из своих интервью я говорил, что у меня есть три мысли. Две из них понравятся либеральному сообществу, а одна — нет. Свобода — это право и возможность выбора. Правильно? Правильно! Несвобода — отсутствие выбора. Правильно? Правильно! Для меня высшая свобода — когда выбирать не надо. Не потому, что нельзя, а потому, что я свой выбор уже сделал. И от этого мне легко.

— Что надо помнить молодому российскому режиссёру, который начинает карьеру?

— Я могу вам сказать одно — я много раз повторял эту мысль, которую высказал один великий старец: «Жестокая правда без любви есть ложь». Вы можете быть очень жестоки по отношению к тем, о ком вы говорите, но я как зритель должен знать, кого вы любите. Если в вас внутри не живут любовь и сострадание хоть к кому-нибудь, о ком вы снимаете фильм, на мой взгляд, вам не стоит этим заниматься и считать себя российским режиссёром.

Читайте также

Ангелина Стречина: На пробах меня мучили полгода

Актриса рассказала о фильме «Любовь Советского Союза» и о работе в театре

13 Дек 2024 в 12:00

Дарья Донцова: Все книги пишу от руки, компьютерам не доверяю

Создательница детективов рассказала о вдохновении и семейных традициях

06 Дек 2024 в 12:00

Ольга Хохлова: Муж кормил жареной курицей ради моей роли

Актриса поделилась формулой успеха

29 Ноя 2024 в 12:00

Наталья Варлей: Сниматься в «Кавказской пленнице» совсем не хотела

Актриса рассказала о школьных годах, первых съёмках и поэтическом вдохновении

15 Ноя 2024 в 12:00

Даниил Вахрушев: Люблю рассекать по Марьиной роще на роликах

Актёр рассказал об учёбе во ВГИКе и о любимых ролях

02 Ноя 2024 в 12:00

Опрос
Нынешнее время года просто немыслимо без снега. Это заставляет задуматься, как лучше провести досуг. А какие зимние развлечения больше всего любите вы?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело