Николай Цискаридзе в первую очередь боец. После такой травмы, какую он получил на взлёте карьеры (разрыв крестообразной связки на колене, неудачная операция, заражение, осложнение и новые мучительные операции) другой бы, наверное, сломался, ушёл со сцены. Но Николай нашёл силы вернуться в балет, после стал ректором Академии русского балета. А совсем недавно — ещё и ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале.
В кабинете сидеть некогда
— Николай, вы почти семь лет назад заложили традицию: делать ежегодный большой концерт для выпускников Академии балета в Кремле. Почему такой концерт необходим?
— В театре делают спектакль один раз и надолго. И если меняется состав, то это два-три человека из тех, кто ушёл на пенсию или пришёл из новых. А эти ребята выступают в последний раз таким составом: больше они вместе не встретятся на одной сцене. И потом, это красивая история, что самое старейшее учебное заведение даёт концерт. Академия подарила всему миру известных артистов. Мне хочется, чтобы все увидели работы и учеников, и педагогов. Величие всему придают люди.
— Сложно было уйти от творчества в преподавание и в административную работу?
— Очень просто. Вы знаете, дело в том, что сложно танцевать хорошо, а всё остальное очень просто. У меня к тому моменту были уже две профессии в кармане — творческая и юридическая, — и я был уже действующим педагогом. Я 10 лет давал классы, вёл репетиции с балеринами и так далее и к тому моменту уже ставил спектакли. Я не пришёл туда руководить — я пришёл работать и редко бываю там в кабинете. Другое дело, что тогда возник чудовищный фон на этой новости, но меня это только смешило. Одна критикесса написала: «Цискаридзе — плохой руководитель!» И я потом, при встрече, подошёл к ней и спросил: «Откуда ты знаешь, какой я руководитель? Я до этого не руководил ни одного дня, у меня не было шансов проявить себя!» И вот уже девять лет я существую в этой должности. Но, конечно, это колоссальная нагрузка и ответственность.
Всю жизнь берегу ноги
— Когда вы строили карьеру артиста, вам пришлось чем-то жертвовать?
— Я ничем не жертвовал. Я один из самых счастливых людей в этой профессии. Мне всё было очень легко и в кайф. У меня, к сожалению, в середине карьеры случилась травма. Потому что я сам дурак: не послушал своих педагогов, которые мне объясняли, что я не должен исполнять некоторые роли из-за особенностей строения организма. Мне было около 30 лет, и было понятно, что такая нагрузка не может пройти бесследно. А потом пришлось лечиться…
— Правда, что артисты балета берегут ноги?
— Я в своей жизни люблю скорость, но я никогда не катался ни на санках, ни на коньках, ни на лыжах. Это просто опасно — да, я берегу ноги. И всегда, когда захожу в любой зал в музее, то первым делом ищу кресло, чтобы смотреть экспозицию сидя, потому что действительно всю жизнь приходится беречь ноги. А артист балета ещё должен и голову беречь. Правда, некоторые без неё неплохо живут! (Смеётся.)
— А ещё артисты балета рано выходят на пенсию…
— Что касается ранней пенсии, то нет ничего слаще. Я был такой счастливый, когда сам себе сказал: «Всё!» Меня бы никто не остановил, если бы я не хотел на пенсию. К сожалению, всё заканчивается, и это надо понимать. Я уже говорил много раз: нет ничего страшнее старого принца на сцене…
Перед съёмками ни с кем не советовался
— Недавно вы стали ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале. Было сложно начинать новое дело?
— Эта программа живёт очень много лет. Её в разное время вели замечательные ведущие, у всех я был гостем. Но перед съёмками своей передачи в качестве ведущего я ни с кем не советовался. Понимал: я могу это сделать только так, как я могу, умею и понимаю. Единственное — перед началом первой съёмки мне позвонила, так как лично не могла присутствовать, заместитель генерального директора Первого канала Наталья Никонова — она является руководителем этой программы — и сказала: «Коля, мы вам настолько доверяем, что очень просим всё делать от себя, если не хотите сценария придерживаться — не придерживайтесь!» И у меня спало волнение. Я всегда говорю, что я — артист балета, а мы привыкли, что там много составов. И если ты можешь быть лучшим — выходи, но ты должен исполнить эту роль так, как можешь только ты. Меня мама в детстве очень хорошо научила, что никогда не надо завидовать или стесняться давать другому выступить вместо тебя. Если ты достоин, то у тебя будет успех! Так я и живу.