Житель Алексеевского района Алексей Силкин — один из самых титулованных каскадёров и постановщиков трюков страны, у него на счету более 70 работ в кино. Недавно он удостоился премии Гильдии каскадёров «Альтер эго» как постановщик трюков в трёх номинациях.
Хотел стать акробатом
Воином кино — так иногда называют каскадёров — Алексей стал почти случайно. Как-то проходил мимо Киностудии им. Горького, увидел объявление о наборе в группу каскадёров и решил попробовать. Учился он в то время на акробата в эстрадно-цирковом училище.
— Первым моим трюком стало горение. Я участвовал в шоу-программе на праздновании Дня города, и меня подожгли: горели спина и ноги сзади, — рассказывает каскадёр.
Здесь главное — страховочная команда, которая должна вовремя потушить. На каскадёре защитный костюм, в отдельных случаях маска, специальная дыхательная система, защитные гели. Обычно горение длится секунд двадцать, но бывает, что минуту — это считается очень круто.
Пришлось броситься в реку
Однако пару раз Алексей оказывался в непростых ситуациях.
— Когда я горел в фильме «Большой капкан», не сработали огнетушители. Пришлось бросаться в ближайшую речку, благо она была рядом, — вспоминает Алексей. — В другой раз я пылал на сцене спорткомплекса «Олимпийский». На защитный костюм нанесли слишком жидкий воспламеняющийся состав, и, когда я опустил руки, жидкость стекла и попала на незащищённые участки кожи. Что-то предпринимать было поздно, потому что уже шла фонограмма и ко мне подносили горящий факел. В итоге я попал в ожоговый центр Склифа. Правда, через 11 дней уже снова горел на съёмочной площадке.
Прыжок из окна в коробку
Наиболее сложным и опасным трюком у каскадёров считается высотное падение.
— Пневмоподушки появились значительно позже, а в 1990-х мы прыгали в картонные коробки. Чем больше высота, тем больше картонных коробок. Бывало, что по сюжету ты от взрыва и летишь, и горишь, а упав на картонные коробки, должен вовремя выбраться, потому что они от тебя тут же воспламеняются. Чтобы ничего не повредить, приземляться надо плашмя на спину, ни в коем случае не на ноги, не на живот, иначе можно повредить позвоночник. Однажды я выпрыгивал из окна второго этажа, неправильно приземлился и отбил себе пятки, — делится опытом каскадёр.
Батальные сцены — самые сложные
Сейчас Алексей в основном занимается постановкой трюков, и это тоже непросто, ведь ответственность выше. Так, в сериале «Собор» сложнее всего дались батальные сцены.
— У нас было 3-4 десятка каскадёров, столько же лошадей и массовка человек сто. При съёмке таких сцен всегда есть риск, что кто-то на кого-то наступит, попадёт штыком куда не надо. Поэтому требуется всё тщательно продумать и отрепетировать: кто стреляет, кто кого бьёт, какая лошадь падает… При этом скоординировать работу пиротехников, уложиться в хронометраж и посоветовать оператору, с каких ракурсов снимать. Сегодня, конечно, многое заменяет компьютерная графика, но живой трюк выглядит лучше. На мой взгляд, графика хороша, когда она дополняет трюки, но не заменяет.