Речь, так же как и внешность, влияет на восприятие нас окружающими. О причинах распространённых речевых проблем «ЗБ» рассказала учитель-логопед высшей категории школы №962 в Отрадном Наталья Куренкова.
Молчун сам не заговорит
— В несколько месяцев ребёнок начинает гулить, потом лепетать, в год-полтора произносит первые слова. К двум — формируются фразовая речь и структура простого предложения. К трём — ребёнок уже говорит. Словарный запас может быть небольшим, но это уже именно речь, а не звукоизвлечение, — объясняет Наталья. — То, что мальчики учатся позже девочек или что любой молчун рано или поздно заговорит, — мифы. При серьёзном отставании от нормативов стоит показать ребёнка неврологу, затем — логопеду.
Насторожить должна и эхолалия, или эхосимптом, то есть повторение слов или целых фраз, сказанных другим человеком, вместо ответа на вопрос.
— В период становления речи, до двух-трёх лет, это нормально. Позднее — может говорить о неврологических расстройствах, — пояснила специалист.
Не рассеян, а плохо слышит
Причиной задержки развития речи часто бывают проблемы со слухом.
— Мама привела на приём четырёхлетнего сына, который почти не говорил. Жаловалась, что ребёнок рассеян, не сразу отвечает, нужно подходить и дотрагиваться. Оказалось, что малыш не рассеян, а почти не слышит. Понадобилось лечение у лора, — сказала логопед.
Ещё есть понятие «фонематический слух». Это способность различать звуки в потоке речи. О том, что она неразвита, может говорить перестановка слогов.
—Например, вместо «молоток» — «мотолок». Или глотают слоги: вместо «река» получается «ика», вместо «нога» — «ага». Исправить это тоже можно на занятиях с логопедом, — отметила Наталья Куренкова.
«Птичий язык» — от бабушки
Порой дело в укороченной подъязычной связке.
— Ребёнок просто не дотягивается языком до зубов, чтобы чётко произнести звуки, — поясняет логопед. — Это можно скорректировать игровыми упражнениями, логопедическим массажем. Иногда нужна операция. Например, девочка шести лет усердно занималась, но так и не смогла выправить «р» и «ш». Родители согласились на несложную операцию, которая решила проблему.
Источником речевых нарушений могут стать и окружающие ребёнка взрослые.
— Бабушка привела внучку: в садике не понимают, что она говорит. Девочка хорошо слышала, повторяла за логопедом фразы. В чём же дело? Ответ стал очевиден, когда бабушка, забирая внучку, заговорила с ней на «птичьем языке»: сюсюкала, коверкала слова, — объяснила Куренкова.
А нужно ли исправлять?
Если особенности речи не вызваны проблемами со здоровьем, так ли уж нужно их исправлять?
— Логопедические проблемы приводят к трудностям в школе, к ошибкам в чтении и письме. Поэтому решать их надо как можно раньше, — считает Наталья.
Для профилактики она рекомендует:
— С рождения говорить с ребёнком нужно правильно, спокойным голосом. Помогают детские песни с понятным текстом, мультфильмы, где герои — это важно! — говорят правильно, сказки и стихи по возрасту.