Как океан, который никому не принадлежит, так и ВДНХ не является собственностью никого конкретно. Правда, юридически это собственность Москвы. Но фактически выставка принадлежит всей России. ВДНХ — это пароль для страны.
В кабине «Иволги»
У павильона №75 на флагштоках полощутся флаги всех регионов России. На улице холодно, понизившееся солнышко не греет. Небо цепляется за землю. Волонтёры выставки-форума «Россия» направляют многотысячные толпы посетителей внутрь павильона.
У входа в зал А — экспозиция Тверской области. Длинная очередь в кабину скоростного электропоезда «Иволга» (здесь каждый может ощутить себя машинистом).
— Всё как в реальном поезде — размер кабины, приборы, датчики, — говорит стендист студентка Тверского государственного университета Екатерина Колобкова.
Я отпускаю тормоз, выжимаю тягу. На громадном экране навстречу понеслись дома, деревья, мосты. Мчусь по железным дорогам — артериям страны. На спидометре мелькают цифры — 120… 140… 170…
— Сбросьте скорость, — кричит сквозь шум ветра Катя.
Гордость за свой регион
Подъезжаю к платформе, сбрасывая скорость. Уставший, но довольный, вылезаю из кабины. Через «дорогу» призывно машут громадные руки промышленных роботов.
— Роборуки применяются у нас на предприятиях, — говорит стендист Белгородской области Александр Пыж. И после паузы: — А вы знаете, что 120-тонный каркас скульптуры «Рабочий и колхозница» изготавливался у нас в Белгороде?
Я, конечно, не знал. Как и многого другого. Например, что в Воронежской области пять нобелевских лауреатов.
— У нас родился Иван Бунин, учился Михаил Шолохов, работал Жорес Алфёров, — рассказывает экскурсовод из Воронежской области Любовь Колмакова.
В Воронежской области выпускают Ил-96 (в том числе президентский борт). Пётр I здесь создавал российский флот (мне это рассказали воронежские студентки).
Смею вас заверить, что все молодые люди, работающие на форуме «Россия», очень гордятся своими регионами. Для многих это ещё и бесценный опыт.
— Работа на ВДНХ для нас и гордость, и отличная практика, — говорит студентка Поволжского государственного университета сервиса Настя Рипонова.
Ночь над Волгой
Над экспозицией Ульяновской области была взметена кабина военно-транспортного самолёта Ил-76. Отстояв очередь, залез в кабину.
— Поднимай «птичку»! — слышу за спиной чей-то голос из очереди.
Стройная стюардесса начала инструктаж: как работают реверс, закрылки, штурвал, воздушный тормоз… Я начал разгон, убирая штурвал от себя. Скорость 150… 200… 300 километров в час — отрыв! И я полетел над ночным Ульяновском. Впереди показалась главная «улица» страны — Волга. Я сделал резкий крен вправо.
— Осторожно, уводишь самолёт в штопор! — крикнула мне сквозь шум моторов стюардесса Ольга Бодрова.
Я выровнял «птичку», сделав круг над Волжским морем. Выпустил шасси, зашёл на посадку. Затормозил на взлётной полосе, включив реверс.
Калмыцкая свадьба
Где-то сыпалась цветочная пыль национальных мелодий. На ВДНХ проходила очередная свадьба. Сегодня здесь День Калмыкии. Жених и невеста были обряжены в яркие национальные одежды. Молодожёнов поздравил глава Республики Калмыкия Бату Хасиков.
— Бату Сергеевич, несколько слов для читателей газеты «Звёздный бульвар», — прорываюсь я.
— Счастья, любви, процветания! Особенно любви. Нужно помогать России с демографией, — улыбнулся глава Калмыкии.
Встретился с музыкантом
Я бродил по выставке уже верных девять часов. Ноги налились свинцом. Устал от пестроты ощущений. Но на встречу с Гариком Сукачёвым в павильоне «Москва» всё же пошёл. С молодости люблю его. Как говорится, Бог, музыка, а дальше — все мы.
— Гарик, вы были друзьями с Мишей Ефремовым. Поддерживаете сейчас с ним отношения? Может, пишете ему туда? — кричу из плотной толпы, окружившей музыканта.
— Почему были? Мы и сейчас друзья. Езжу к нему, когда могу.
Достойное, думаю, завершение дня. Завтра обязательно приду на ВДНХ опять. Событий на форуме тьма каждый день. Ещё внуки внуков ими гордиться будут.