Экстренная госпитализация — почти всегда стресс для человека. Помогать бороться с ним теперь будут социальные координаторы. Они уже работают в ряде городских стационаров. Теперь этот опыт будет применяться в новых стационарных скоропомощных комплексах (ССК). Их строят при шести крупных больницах. Такой пациентоориентированный подход — часть нового московского стандарта экстренной медпомощи.
Как это будет работать
Социальные координаторы будут сопровождать пациента на всех этапах его нахождения в ССК. Они первыми окажут моральную поддержку и посодействуют в решении немедицинских вопросов. Например, дозвонятся до родных или друзей пациента, предупредят о необходимости забрать ребёнка из школы или помогут пациенту пристроить оставленного дома питомца.
Координаторы выявят потребность в социальной помощи, помогут во время выписки — например, вызвать такси. В первую очередь соцпомощь может потребоваться пожилым людям, имеющим инвалидность, многодетным родителям, матерям-одиночкам, бездомным. При необходимости информацию о пациентах, которым требуется помощь после выписки, передадут в соответствующие соцслужбы города по месту жительства.
Кроме того, в приёмных отделениях экстренной помощи начнут работать специалисты Московской службы психологической помощи населению. Для родственников пациентов сделают удобные комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки.
«Пациент не должен ходить по кабинетам»
Директор НИИ СП им. Н.В.Склифосовского Сергей Петриков отметил, что пациентоориентированный подход включает в себя несколько составляющих:
— Первая и основная — это переход от системы «пациент — к врачу» к системе «врач — к пациенту». Люди, обратившиеся в клинику, больше не должны ходить по кабинетам: специалисты сами подходят к их диагностическим койкам и проводят необходимые консультации и исследования.
Второй важный принцип — цифровизация. В новых ССК будет действовать система распределения пациентов — триаж.
— Это алгоритм, который анализирует важнейшие показатели пациентов при поступлении и определяет, куда их нужно направить дальше: сразу в реанимацию, в операционную или же на диагностическую койку, — пояснил Сергей Петриков.
Третья составляющая — унификация, то есть единый порядок действий для всех новых скоропомощных комплексов.
— Скажем, если пациент поступил с инсультом, мы знаем шаг за шагом, кто и как оказывает ему помощь, что происходит в каждую минуту его пребывания в стационаре, — рассказал Петриков.
Из службы занятости — в соцкоординаторы
Татьяна Федоренко — старший социальный координатор ГКБ им. А.К.Ерамишанцева. Ей всегда хотелось помогать людям: она 16 лет проработала в службе занятости, а потом одной из первых освоила профиль соцкоординатора.
— Каждый день мы слышим слова благодарности из ординаторских, — говорит Татьяна. — Мы находимся на связи с родственниками пациентов, помогаем им сориентироваться в работе больницы и социальной помощи, отвечаем на вопросы о выписке.