В павильоне №54 (Музей гаража особого назначения) представлены уникальные образцы отечественной и зарубежной двухколёсной техники. Почти все — в рабочем состоянии: заводи и езжай. Некоторые сохранились в единственном экземпляре. Экспозицию собираются регулярно обновлять.
«…А то и с пулемётом»
— Мотоциклы, больше напоминающие сегодняшние велосипеды с моторчиком, появились в нашей стране в самом начале ХХ века, — рассказывает Илья Сорокин, куратор выставки. — У нас вы сможете увидеть первый серийно выпускавшийся в Российской империи мотоцикл завода «Дукс» — отечественный, но с бельгийским двигателем. Это единственный сохранившийся в стране подобный мотоцикл в идеальном состоянии. Тут же вы сможете увидеть классику американского мотопрома, которая тоже поставлялась в Россию, — «Индиан» в традиционном красном цвете. Отдельная небольшая экспозиция посвящена мотоциклам на Первой мировой войне.
По словам Сорокина, если в начале века мотоцикл воспринимался как игрушка богатых, эксцентричных молодых спортсменов, то на фронте быстро оценили выгоду такого транспорта. Связь, транспортировка раненых и даже передвижная пулемётная точка — эти мотоциклы также можно увидеть в экспозиции.
Первый серийный мотоцикл СССР
В СССР выпускали много моделей мотоциклов — и до, и после войны. Гонять на них мечтали все советские мальчишки. Помните «Тимур и его команда»? В экспозиции вы увидите именно такой мотоцикл, на котором в фильме Тимур вёз Женю на встречу с папой — Л-300, «Красный Октябрь» — первый серийный мотоцикл Советской Республики. В 1930-х годах было выпущено порядка 18 тысяч машин. А рядом — мечта всех советских охотников и рыбаков: Иж с коляской — король бездорожья. Отдельный ряд экспонатов рассказывает о советском мотоспорте. Вот, например, мотоцикл, у которого вместо переднего крыла — рама, сваренная из толстых металлических прутков.
— Это мотоцикл для гонок по ледяной трассе, был в СССР такой спорт, — поясняет Илья Сорокин. — На шинах крепились шипы в полпальца длиной. И при наезде, другом ДТП на соревнованиях переднее крыло было бы просто разрезано шипами, попавший под колесо мотоциклист мог бы пострадать. Вот и придумали такую защиту. А ещё увидите тут «Бонни» — мотоцикл на базе серийного «Урала». Именно этот мотоцикл, собранный вручную, в 2016 году установил мировой рекорд скорости в своём классе «ретро» в США, на озере Бонвилль — более 200 км/ч.
Советские «родственники» БМВ
Мотоциклы, словно сошедшие с экрана футуристического блокбастера, — всего лишь наши «Аурусы Мерлон». Да ещё электрические. Их тоже можно увидеть на выставке. Это машины правительственного кортежа.
— Про любую машину можно прочитать на экранах мультимедийных установок, — заверил Сорокин. — Узнать и характеристики, и историю создания. Про некоторые мотоциклы даже сняты документальные фильмы.
Отдельная экспозиция рассказывает об импортных мотоциклах, популярных в нашей стране. Например, мотоциклы БМВ (кстати, послужившие прообразом многих двухколёсных машин СССР) или мотоциклы «Хонда».