Во время богослужений в наших храмах нередко можно услышать слова о молитвах за власть. Вот и Патриарх Кирилл говорил недавно: «Сегодня наша особая молитва — за власти наши, за воинство наше, за президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили». Читатели спрашивают: почему в молитвах, обращённых к Богу, возвещающих о высоких духовных материях, выделяют отдельные категории людей и руководителей? Ведь если речь идёт о спасении душ, о вечном, неземном, вроде бы не должны иметь значение ни должности, ни политика, ни какие-либо государственные институты?
Это вопрос не сегодняшнего дня. И традиция молиться за власть имущих уходит в века. Богословских обоснований тому немало. Об этом говорил, например, в своей недавней проповеди настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве протоиерей Михаил Прокопенко. Он напомнил евангельскую историю про апостола Филиппа, память которого отмечают в эти дни. А Рождественский пост, который начинается 28 ноября, называют в связи с этим ещё и Филипповым. Так вот, однажды апостол шёл по дороге из Иерусалима в Газу и увидел колесницу, в которой сидел важный вельможа с книгой в руках. Филипп поинтересовался, что читает этот господин и всё ли ему понятно. Вельможа попросил апостола помочь ему разобраться в чтении пророчеств Исаии и пригласил к себе в колесницу. Обсуждение закончилось тем, что вельможа уверовал в Христа, а Филипп окрестил его в ближайшей речке.
Отец Михаил обратил внимание на то, сколько усилий приложил апостол, чтобы привести к вере одного только человека. Но человек этот был весьма влиятелен, и его вера могла принести добро и истину очень многим. Так и от любого человека во власти очень многое зависит. И потому нужно молиться за него, чтобы это влияние было добрым и благодатным.