Для многих пасхальные праздники становятся временем причастия, а значит — отпущения грехов. Но вот какая проблема иногда при этом возникает. Человек в храме покаялся и был прощён. Однако мысли о совершённых проступках, в которых каялся на исповеди, продолжают тревожить. Как же так? Может, что-то неправильно было в общении со священником? А может, грешно заниматься самокопанием после того, как получил прощение на исповеди? Такие вопросы задают сейчас священнослужителям.
И вот что не так давно именно об этом говорил Патриарх Кирилл: «Бывает так, что человек в грехе своём раскаялся перед священником, получил оставление греха, а угрызения совести сохраняются, память о грехе сохраняется, скорбь о совершённом проступке сохраняется. И покуда она сохраняется, вне зависимости от того, исповедовались вы в грехе или нет, раскаивайтесь пред Богом в том, что омрачает вашу совесть. Потому что освобождение от греха — это не одномоментное деяние. Конечно, во время исповеди от имени Церкви священник прощает грехи. Это означает, что Церковь допускает вас до принятия Святых Христовых Таин, она говорит вам: прощаются тебе грехи твои, ничего не имеем такого, что воспрепятствовало бы тебе подойти к Чаше и причаститься Святых Христовых Таин. А вот что на небесах происходит, нам неведомо. И потому раскаяние в грехе, который продолжает омрачать нашу совесть, есть непременное условие здоровой религиозной жизни».
Это означает, что нужно прислушиваться к своей совести. И не бояться, что раскаешься сверх меры. «Наша задача заключается в том, — напоминает Патриарх, — чтобы, покуда совесть обеспокоена тем или иным деянием, всякий раз просить у Господа прощения. А если в это вовлечён другой человек, ещё и ещё раз у него попросить прощения и вместе помолиться, если тот человек — твой брат или твоя сестра по вере».
Интересные заметки на православные темы читайте в телеграм-канале «Крестовский мост» t.me/krestovsky_most