Москва. Северо-Восточный
административный округ
Горячая линия для читателей
Опубликовано 02 Июн 2023 в 12:00 | Текст: Марина  МАКЕЕВА

Поезд, летящий по воздуху

Поезд, летящий по воздуху
Городской вариант магнитно-левитационного поезда планируют запустить на трассе монорельса. Фото: представлено МИТ

Межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», морская «Булава»… Это лишь часть того, что было создано в Московском институте теплотехники (МИТ, входит в состав ГК «Роскосмос») — ведущем предприятии оборонно-промышленного комплекса. МИТ расположен на Берёзовой аллее.

От космоса до очищения воды

Здесь же, в Отрадном, осуществлялись большие космические проекты. Переоснащение отслуживших своё «Тополей» в ракеты-носители «Старт» для вывода спутников на орбиту. Конструирование разгонного блока для ракет «Союз-2». Разработка ракетного блока аварийного спасения (РБАС) экипажа для нового космического корабля «Орёл».

Ещё одно направление работы МИТ – сугубо гражданское. Московский монорельс, мобильный комплекс гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, высокотехнологичное оборудование очистки воды для больших и малых городов, противогололёдные системы.

Что такое маглев

Одним из перспективных направлений деятельности в гражданском секторе является развитие новой монорельсовой транспортной системы с использованием магнитно-левитационной технологии (сокращённо — маг лев) электрического подвижного состава, работающего как в беспилотном режиме, так и при минимальном участии машиниста. Испытательная трасса нового вида транспорта расположена на территории МИТ. Это первый в России поезд на магнитной подушке. Он уже прошёл успешные испытания и готов к производству. Технология маглев подразумевает движение поезда под управлением силы электромагнитного поля. В отличие от традиционных поездов, в процессе движения он не касается поверхности рельса. Такой вид транспорта является экологически чистым, требует минимального обслуживания подвижного состава и эстакады, обладает низким энергопотреблением и низким уровнем шума.

Скорость, которую может развивать поезд на магнитной подушке, — от 40-60 км/ч в городе, где он может использоваться как трамвай, и до 400-600 км/ч на дальних железнодорожных направлениях.

Первую в России магнитную железную дорогу планируется открыть в Ленинградской области через два года. А городской вариант маглев планируют реализовать в Москве на трассе монорельса, которую также разрабатывал МИТ.

Стратегический ракетный комплекс «Ярс» был разработан Московским институтом теплотехники. Фото: предоставлено МИТ

Как достать нефть

Немалую часть высокотехнологичного оборудования многие годы закупали за границей, в частности мобильные комплексы гидроразрыва пласта (ГРП). Они нужны для добычи нефти на месторождениях с выработанными или трудноизвлекаемыми запасами. МИТ разработал и изготовил первый опытный образец отечественного флота ГРП.

Комплекс представляет собой 12 высокотехнологичных агрегатов. До конца 2023 года опытный образец флота ГРП пройдёт полный цикл испытаний, в том числе на месторождениях ПАО «Газпром нефть». Благодаря новым комплексам нефтегазовые предприятия смогут значительно увеличить объёмы добычи и повысить коэффициент извлечения на новых месторождениях.

— Создание флота ГРП — реальное импортозамещение, полностью отечественные технологии, — говорит генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов. — Есть ещё два больших проекта того же направления. МИТ начал разрабатывать комплекс многофункциональной наклонной буровой установки для угольных пластов Кузбасса и внутрискважинное оборудование для Киринского газоконденсатного месторождения на Сахалине.

Перспектива для молодёжи с руками и мозгами

По словам Юрия Соломонова, МИТ ведёт масштабную работу по привлечению как молодых кадров, так и высококвалифицированных специалистов и рабочих в опытное производство.

— У нас организованы курсы повышения квалификации. Ведущие сотрудники МИТ — кандидаты и доктора наук — вовлекают молодёжь в работу серьёзного инженерного уровня и в научные исследования, — говорит он. — Молодые специалисты, достигнув высокого уровня квалификации, становятся руководителями среднего звена, начальниками отделов и лабораторий. Мы создаём все необходимые условия не только для комфортной работы, но и для профессионального развития сотрудников МИТ. Подготовка и повышение квалификации специалистов МИТ проводится как собственными силами, так и с привлечением ведущих вузов и учебных центров страны. МИТ направляет молодых талантливых специалистов и руководителей на повышение квалификации по Президентской программе подготовки руководителей и в Федеральный кадровый резерв оборонно-промышленного комплекса.

 

Легенда МИТ: Академик и… поэт

Генеральный конструктор Московского института теплотехники, Герой Труда России академик Юрий Соломонов — не только разработчик стратегических ракетных комплексов с твёрдотопливными ракетами, но и поэт. Юрий Соломонов выпустил три сборника историко-публицистической поэзии «Что было, то и будет…», «Лишь те, кого в вожди мы выбираем», «Русь на колени не поставить…» и поэму «Ядерный мир». Есть у него и документально-аналитические книги «Ядерная вертикаль», «Стратегическая цель».

Фото: предоставлено МИТ

В своей книге «Противостояние», вышедшей в 2021 году, в качестве эпиграфа он поместил такое четверостишие: События, порой нагромождаясь, Несут страданья, горечь и любовь, Но Жизнь земная, посланная Богом, Оковы разорвав, родится вновь.

Юрий Соломонов пришёл на работу в МИТ в начале 1970-х. Отрадное менялось на его глазах.

— МИТ вообще не оторвать от Отрадного. Эти места мне знакомы ещё со школы, с конца 1950-х. Я жил на Домниковке, рядом с Каланчёвской площадью, нас в 5-м классе возили в Отрадное на прополку. Поля шли вдоль нынешней Берёзовой аллеи, там, где сейчас справа депо метрополитена и церковь, — вспоминает генеральный конструктор. — А на работу в МИТ я пришёл в 1971 году, после окончания МАИ и службы в ракетных войсках. Сейчас всё вокруг застроено, а тогда из окон был виден огромный яблоневый сад. Весной, когда яблони зацветали, всё становилось белым, просто красота!

 

Как всё начиналось: Первые цеха размещались в коровниках

Этот институт открылся неподалёку от учхоза «Отрадное» 13 мая 1946 года. Но первое название — НИИ пороховых реактивных снарядов — просуществовало всего два дня. Уже 18 мая его переименовали в НИИ-1.

Институт разместился в помещениях бывшего авиазавода №482, где во время Великой Отечественной войны работало авиационное конструкторское бюро и где ремонтировали повреждённые на фронте самолёты. Первые цеха опытного производства разместились в постройках учхоза, в частности в бывших коровниках. Большая часть станков были трофейными.

Отдел кадров активно звал на опытное производство жителей близлежащих сёл — Старо- и Ново-Владыкина, Отрадного, Бибирева, Медведкова. Инженеры и конструкторы, ездившие из Москвы, добирались на 33-м автобусе, который ходил от Южного входа ВДНХ.

В 1946 году опытное производство развернули в постройках учхоза. Фото: предоставлено МИТ

Опрос
С наступлением теплых денечков многие задумались, где провести отпуск. А вы куда планируете поехать летом?
Загрузка ... Загрузка ...
Доброе дело