В Москве прошёл первый открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний». Сразу две награды получил фильм сценариста и режиссёра Артёма Темникова «Доктор»: за лучший сценарий и специальный приз — актёру Сергею Пускепалису, исполнившему главную роль и трагически погибшему незадолго до премьеры. Его герой — детский психотерапевт Христофоров.
Артём Темников известен зрителям по таким работам, как «Кровь», No comment, «Гималайское притяжение», «Поезд Москва — Грозный». Также он писал сценарии и снимал документальные фильмы для ТВ и телепрограммы о путешествиях: «Вокруг света», «Русский экстрим», «В поисках приключений», «Далеко и ещё дальше».
Прочитал сценарий и согласился
— Сергей Пускепалис успел увидеть фильм?
— Он успел чуть раньше, чем за неделю до гибели, озвучить себя полностью. А когда вышел с озвучки, сказал, что хорошее кино получилось.
— Он легко согласился сниматься?
— Лет семь назад Сергей посмотрел мой фильм No comment, позвонил и сказал, что кино ему очень понравилось и если что, то он готов поработать со мной. Но когда я позвонил ему с предложением роли доктора, он сказал, что назначен худруком Театра имени Фёдора Волкова в Ярославле, поэтому времени совсем нет. Но всё-таки попросил почитать сценарий. А на следующий день сам позвонил рано утром и говорит: «Мне понравился твой сценарий, я буду играть Христофорова!»
Сын сам заработал на игрушку
— Ваша жена Ася Темникова была продюсером этого фильма. Такое сотрудничество не влияет на отношения в семье?
— У нас на многое разные взгляды, разные вкусы и интересы, бывают разногласия и даже скандалы, как и в любой семье, особенно творческой. Но главное, что всегда побеждает дружба.
— Ваш десятилетний сын тоже снимался в «Докторе». Это его первый опыт в кино?
— Я Ваню несколько лет назад пытался снять в фильме «Кровь», но тогда он был ещё маловат и категорически отказался. Сейчас в нём появилась какая-то осознанность. Он отработал свои пять смен и был рад получить честно заработанные 5 тысяч. Они с бабушкой пошли в магазин, он выбрал себе большой автомат на батарейках. Говорит, надо было раньше сказать, что за такую работу хорошо платят, и раз так, то можно звать его в следующие фильмы.
— Какой практичный парень!
— Да, практичный, но и творческий. Роль была небольшая, но он умудрился внести свою лепту — снять в кино свою морскую свинку. У нас была задумка, что фокусник приподнимает цилиндр, а там игрушечный заяц. Ваня говорит: «Папа, а давай в этой роли снимем моего Рыжика!» Я согласился. И реакция детей на милого зверька очень украсила картину. К тому же Ваня разрешал всем погладить питомца.
Приключение в Индонезии
— Вы объездили около сотни стран, снимая телепередачи в качестве режиссёра, в том числе с известными трэвел-журналистами Михаилом Кожуховым и Андреем Понкратовым. В какой стране могли бы жить как дома?
— Как дома — ни в какой. Хотя больше других городов я люблю Париж, там я прожил пару лет. Во время учёбы во ВГИКе у меня случился роман с юной француженкой, которая снялась у меня в курсовой. А в 1991 году я уехал к ней во Францию. Но потом мы разъехались в разные стороны: она в Перу, а я в Бельгию. Ещё люблю Барселону, Гавайи, Мехико, понравилось и в Джакарте (Индонезия), где мы снимали передачу «Вокруг света», которую вёл Андрей Понкратов.
— На съёмках были забавные случаи?
— Конечно. На одном из островов мы снимали диковатый некрополь в ущелье, в котором местные племена складывали кости предков в ящики, прикреплённые к отвесной скале. Из рассохшихся саркофагов, поставленных на подпорки, торчали выбеленные за годы под солнцем кости. Я сказал Андрею, что будет хорошее вступление, если он засунет руку в щель, достанет оттуда череп и скажет в камеру: «Здравствуйте, я на острове Тана-Тораджа». Спрашиваю гида: можно? Тот радостно кивает. Андрей засовывает руку в склеп, достаёт череп, а на нём сидит огромная сколопендра. Он чертыхнулся, бросил череп с ядовитой гадиной, тот упал и рассыпался. Местный гид только улыбнулся, а Андрей ещё долго дулся на меня. Но кадр получился что надо.
— Для Михаила Кожухова тоже придумывали что-то интересное?
— А как же! Но Миша был готов пробовать всё на своей шкуре. Например, в Марокко с ХIII века работает красильня кожи. Вонь стоит километра за три. Когда близко подходишь, совсем дыхание перехватывает. Я предложил Мише для полного погружения в профессию залезть в один из больших чанов с краской, сделанной из зловонной жижи, как это делали красильщики. Сначала он сопротивлялся. Я уговаривал: «Миша, в эти баки ныряли Джеки Чан и ЖанКлод Ван Дам. А ты что, не сможешь?» В результате он разделся, залез в эту вонь и топтал шкуры вместе с другими бедными марокканцами. Иногда Миша настаивал, чтобы съёмочная группа разделила его страдания и говорил: «Если вы не сожрёте со мной по таракану, то и я их не буду». Ради сюжета я всегда готов был поддержать друга и съесть таракана или неспелый кактус.
Бокс с тренером из Камеруна
— Как получилось, что после 20 лет съёмок документального кино и трэвел-программ вы стали снимать художественные фильмы?
— Всё это время параллельно с путешествиями я писал игровые сценарии и рассылал продюсерам. И вот наконец сценарий No comment о грустной истории любви немецкого юноши — как интерпретация романа Гёте «Фауст» — понравился Евгению Миронову. В результате мой первый художественный фильм вышел в 2015 году. Был показан сначала на Берлинале, а потом и у нас на «Кинотавре». Следующим был фильм-притча «Кровь» по мотивам повести Валерия Былинского «Июльское утро» и библейской притчи о Каине и Авеле.
— На что переключаетесь, чтобы отдохнуть от работы?
— Я всегда занимался спортом. В юности было дзюдо, фехтование. А сейчас на бокс хожу. Занимаюсь с тренером из Камеруна.
— Жёсткий вид спорта!
— Нормальный, мужской. Даниэль пока ещё бережёт мою голову. А когда Ваню вожу в школу или на самбо, на обратном пути останавливаюсь на тренажёрной площадке в парке и полчасика занимаюсь на свежем воздухе.
Любим гулять на ВДНХ
— Есть в Москве любимые места?
— Их много. Например, наш краснопресненский парк, ВДНХ. Мы там любили гулять с сокурсниками, когда учились во ВГИКЕ и работали на учебной киностудии. Мы заходили туда с улицы Вильгельма Пика: там был ближайший магазин, где мы покупали что-нибудь перекусить, и отдыхали после занятий. А с сыном мы с удовольствием катаемся на ВДНХ на роликах и самокатах. Он любит павильон «Космос», Музей кино и технические выставки, робототехнику.
— Вы строгий отец?
— Я пытаюсь быть построже с сыном, когда это нужно для его воспитания, но он меня не боится, в отличие от железных ноток в голосе мамы. Ася может прикрикнуть и на нарушителей дисциплины, когда появляется на площадке. А я, когда погружаюсь в процесс, то, даже если чем-то недоволен, говорю тише.
— В конце года особенно интересно узнать о творческих планах.
— У меня есть несколько интересных идей и пара почти готовых сценариев. По одному из них мы с Сергеем Пускепалисом хотели сделать фильм, где он играл бы отца-командира. Я надеюсь, что фильм всё же удастся снять, хоть мы и потеряли такого большого артиста, как Сергей. История чем-то напоминает «Семь самураев» Акиры Курасавы, но только происходит в наше время…