На счету у актёра Романа Мадянова около трёх сотен работ в кино. Впрочем, заслуженный артист России считает себя в большей степени театральным актёром. Об этом и многом другом Роман Сергеевич рассказал во время творческой встречи в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова.
Крышу соседа закидали валерьянкой
— Роман Сергеевич, вы с детства вращались в мире кино. Была ли у вас возможность выбрать иную профессию?
— Мне выбора не оставили. А мечтал я быть лесником. У меня с детства перед глазами стояла картинка: избушка в заснеженном лесу, у крыльца две лайки и лесник с ружьём на лыжах. Даже подумывал в академию лесного хозяйства поступать. Но жизнь распорядилась иначе. Мы со старшим братом росли неспокойными ребятами. Как-то летом на даче одному вредному мужику с соседней улицы в туалет дрожжей накидали, так что ему пришлось дважды ассенизаторскую машину вызывать. Соседке в пододеяльник кирпичей наложили. Другому мужику на крышу дома, которую он только что покрыл рубероидом, накидали пузырьков с валерьянкой, и коты со всей округи там жуть что учинили. За эти проделки нам здорово досталось, и мама сказала отцу, чтобы он нас забрал к себе на работу.
— Кем тогда работал ваш отец?
— Вторым режиссёром детской картины «Перевод с английского». Чтобы мы у него под ногами не болтались, отец попросил костюмеров одеть нас в школьную форму и отправил носиться по двору в массовке. И тут меня за шкирку схватила какая-то тётка — как потом выяснилось, ассистент режиссёра, — и спросила: «Мальчик, ты чей?» Я показал на папу и помчался дальше. А вечером отец сказал: «Завтра едем к Георгию Николаевичу Данелии на пробы». Через неделю я уже снимался в роли Гека Финна в картине «Совсем пропащий» с дядей Женей Леоновым, Ириной Константиновной Скобцевой. Рядом с этими суперартистами мне оставалось только как губка всё впитывать, слушать, наблюдать. За годы учёбы в школе я снялся в десяти фильмах, в трёх из которых сыграл главные роли. После этого можно было поступать во ВГИК сразу на 2-й курс, но мне посоветовали получить хорошую театральную школу.
По 56 спектаклей в месяц
— Поступили без проблем?
— Пройдя все круги ада, связанные с поступлением в театральные училища, я в первый год пролетел. Более того, мне сказали, что у меня ни юмора, ни темперамента нет, и отсоветовали идти в театральный вуз. Но через год я всё-таки поступил в ГИТИС на экспериментальный курс. А так как заведующим кафедрой был Андрей А лександрович Гончаров, художественный руководитель Театра имени Маяковского, то в 1983 году я, ещё не получив диплом, вышел в первый раз на сцену этого театра в роли царя Агея в сказке «Иван-царевич». Гигантский театральный период завершился только через 25 лет с уходом из жизни Андрея Александровича.
— Что вам ближе — кино или театр?
— Кино — это стопроцентная концентрация, ты выдал, и это ушло в историю. В кино, как ни странно, меня сначала использовали для отрицательных персонажей. Наиграюсь на съёмках разных тварей и возвращаюсь в театр, в комедии Островского — кайф! Театр — долгоиграющая вещь, можно оттачивать роль. Я считаю себя всё-таки больше театральным артистом. Был период, когда мы с Юрой Кореневым играли по 56 спектаклей в месяц. Когда приходили за зарплатой, кассир, похожая на Раневскую, с беломориной в зубах, увидев цифры в ведомости, спрашивала: «Вам ничего не перепутали? Может, нолик случайно приписали?»
Гайдай шутить не позволял
— Известно, что Гончаров неохотно отпускал своих актёров на съёмки. Как вам удавалось сниматься?
— Моей единственной большой работой в кино во время службы в Театре имени Маяковского была роль у Гайдая в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация». На «Мосфильме» побаивались Гончарова, который очень не любил, когда его актёры снимаются, и поэтому мне сказали, чтобы я попросил у него письменное разрешение. Я пришёл к Андрею Александровичу с соответствующей петицией. Гайдай и Гончаров были фронтовиками, они по-особому друг к другу относились, и Андрей Александрович сказал: «Ну ладно, но только в свободное от театра время» — и подписал.
— Что вам дала работа с Леонидом Гайдаем?
— Колоссальный опыт. Он был мастером, личностью и очень непростым человеком. Худющий, в очках, но стерженёк-то будь здоров. Для комедиографа он имел удивительно жёсткие установки. У него все шутки придумывались на стадии режиссёрского сценария. Там всё чётко было написано, какая сцена, план крупный или средний, какой реквизит. Актёры, снимавшиеся в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация», фонтанировали идеями. Но Гайдай говорил: «Ничего не изобретаем, всё написано». За весь съёмочный период проскочила, может быть, пара моих шуток, и то случайно, у Миши Кокшенова — одна.
Армейские наблюдения
— Вы успели и в армии послужить. Чем-то время запомнилось?
— Срочная служба в армии в деревне Акулово — это отдельная песня. Все мои роли военных созданы из тогдашних наблюдений. Оттуда, например, мой Колобков из сериала «Солдаты». А после выхода «Штрафбата» режиссёр Николай Николаевич Досталь вручил мне диск с фильмом. Как-то поздно прихожу домой и слышу до боли знакомый текст и всхлипывания. Заглядываю в комнату: у телевизора сидит жена и досматривает сцену из «Штрафбата», где моего героя, майора Харченко (я таких персонажей называю бяками), убивают. Она поворачивается ко мне и сквозь слёзы говорит: «Иди, котлеты на кухне, сволочь».
— В картине «В круге первом» вы замечательно сыграли генерал-полковника Виктора Семёновича Абакумова. Как готовились к роли?
— С этим связана абсолютно мистическая история. Когда Глеб Анатольевич Панфилов предложил мне роль я, к стыду своему, не много знал об Абакумове. Прихожу после встречи на «Мосфильме» домой, не раздеваясь, прямо из прихожей нажимаю пульт телевизора, и, не поверите, на экране появляется надпись «Абакумов» — и начинается документальный фильм. Я, как стоял в пальто и в ботинках, так и досмотрел его. Оказалось, что Абакумов имел двухметровый рост, был любимцем женщин. А у меня рост всего метр семьдесят. На следующей встрече с Панфиловым я высказал сомнения, на что Глеб Анатольевич сказал: «Это не твоя забота. Над этим мы с Аграновичем (оператором) будем думать». В итоге все съёмки я ходил по специально сделанному помосту, так что стол мне казался маленьким.