Народный артист России Сергей Степанченко снялся в 120 картинах и при этом остаётся верен театру «Ленком», где служит уже 37 лет. Так совпало, что в день нашего интервью актёра наградили орденом Преподобного Сергия Радонежского. С этого и начался наш разговор в летнем кафе у «Ленкома».
Храм за границей — связь с Родиной
— Сергей Юрьевич, поздравляю вас с наградой! За какие заслуги перед Русской православной церковью вы были отмечены?
— Неловко говорить о своих заслугах: как будто сам себя хвалишь. Жизнь так сложилась, что владыка Сергий — а сейчас он экзарх Юго-Восточной Азии — один из очень близких мне людей. Он занимается восстановлением духовной миссии Русской православной церкви. По его приглашению я провёл несколько концертов на Бали, в Сингапуре, в Джакарте для проживающих там соотечественников. Мы хотели показать, что о них помнят, что есть место, куда они могут прийти помолиться, найти спокойствие для души. Ведь для наших людей за границей православный храм или то, что временно его заменяет, — это ещё и связь с Родиной.
— Знаю, что вы были в числе тех, кто помогал восстанавливать храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, который находится рядом с «Ленкомом»…
— Александр Абдулов придумал «Задворки» — такие концерты на задворках «Ленкома», которые стали очень популярными. Средства, вырученные от этих эстрадных представлений, передавали на реставрацию храма. Я очень горжусь тем, что мы привели на «Задворки» Михаила Борисовича Брохеса — аккомпаниатора Александра Николаевича Вертинского. Он довольно точно умел передавать манеру и тембр Вертинского. По-моему, это было одно из последних выступлений Брохеса. После концерта кто-то привёз для храма колокол. И мы вместе с Александром Абдуловым, мебельщиком театра Сашей Каргиным — его, увы, тоже нет в живых — тащили колокол по узкой спиралевидной лестнице на колокольню. Тогда впервые за много лет округа огласилась колокольным звоном.
— В «Ленкоме» недавно восстановили спектакль «Поминальная молитва», в котором вы играете главную роль Тевье-молочника. Наверное, непросто было реанимировать спектакль, поставленный Марком Захаровым?
— Спектакль по крупицам восстановил Саша Лазарев, спасибо ему большое. Сейчас спектакль прекрасно существует. Будь моя воля, я бы и многие другие спектакли Марка Анатольевича Захарова вернул на сцену.
Квартира была похожа на кают- компанию
— Со шкиперской бородкой, в майке, стилизованной под тельняшку, вы похожи на морского волка, избороздившего моря и океаны.
— Ничего удивительного: я много лет жил в Приморском крае, мой отец и дядя были моряками, в юные годы и я хотел пойти по их стопам, но мама не разрешила, сказала: «Не пущу!»
— Юношескую мечту удалось воплотить в кино?
— У меня была большая роль контр-адмирала Мамонтова в картине «Мины в фарватере». Кстати, до передачи «Идеальный ремонт» моя квартира была похожа на кают-компанию, в которой было много морских артефактов, шлем водолазный, ещё что-то.
— Как у вас появился водолазный шлем?
— Его прислал мой друг Игорь Витохин с Сахалина. Старый медный шлем водолазы нашли где-то на дне акватории Холмска. А ещё один мой друг, заводчанин Коля Ашпин из Тулы, его отчистил, отреставрировал так, что он засиял. У меня есть и штурвалы, и астролябии, и даже иллюминатор. Его вырезали, когда утилизировали корабль. Теперь мечтаю найти такую стенку в доме, чтобы туда этот иллюминатор врезать.
Фокса Митю нам подарили Захаровы
— Благодаря передаче «Идеальный ремонт» заглянула в вашу квартиру и обратила внимание на коллекцию фарфоровых собачек. Наверняка с ней связана какая-то история.
— Это коллекция моей жены Ирины. Дело в том, что у нас много-много лет были фоксы. Сейчас у нас живёт фокс Митя. Его нам подарили Марк Анатольевич и Саша Захаровы, и потому Митя нам особенно дорог — это своеобразный мостик между Марком Анатольевичем и нами. Когда мы с Ириной увидели на блошином рынке фигурку замечательного фоксика, то не смогли устоять. С этого и началась коллекция. Где бы потом Ирина ни встречала фоксиков, всегда их покупала, тем более что попадаются они крайне редко и потому особенно ценны для нас.