Школа жизни тоже делится на начальную, среднюю и высшую. Многие так и остаются в первоклашках. Всё зависит от учителя: что он в вас вложит, то и будет. Образец идеального учителя был показан в фильме «Доживём до понедельника».
На свой страх и риск
Заявку на съёмку послали в Госкино СССР, но ответа не получили. Тогда режиссёр Станислав Ростоцкий решил снимать картину на свой страх и риск. Фильм закончили в рекордные сроки — за три с половиной месяца.
«Мы спешили. Каждую секунду ожидали, что нас могут остановить. Когда фильм сняли, пришла бумага из Госкино, что «главной ошибкой Киностудии им. Горького является запуск в производство фильма «Доживём до понедельника», — вспоминал Станислав Ростоцкий.
Ему предложили внести в картину 28 поправок! Но человек «с прямой спиной» категорически отказался. Госкино устроило закрытый показ делегатам Второго Всесоюзного съезда учителей, проходившего в Москве. Чиновники не сомневались, что фильм провалится.
«Первые десять минут в зале стояла настораживающая тишина, — вспоминал режиссёр. — Затем раздался чей-то смешок. Потом кто-то достал платок и начал вытирать слёзы. Когда пошли финальные титры, зал встал, устроив десятиминутную овацию. Учителя всего Советского Союза хором скандировали: «Моло-дцы!»
Судьба фильма была решена. В 1968 году он вышел на экраны.
Слишком красив и молод
Сюжет драмы прост: в школу приходит молодая учительница, бывшая ученица этой школы (Ирина Печерникова). Она со школы влюблена в своего учителя (Вячеслав Тихонов). Он немолод, пытается подавить ответные чувства. Главный герой честен, принципиален. Считает, что жить надо ради того, за что можно умереть. Детей воспитывает своим примером. Знает, что до ребёнка нужно дотянуться. Этот процесс непрерывен — как разливка стали. Его ученики, души которых пока открыты для небесного света, воспринимают это с радостным повиновением.
Сценарист Георгий Полонский был категорически против Тихонова. Учителя и бывшего фронтовика должен был сыграть «человек с надломленной судьбой». А Тихонов «слишком красив и молод». Вместо него предлагались Бабочкин или Гердт. Да и сам Тихонов, которого «состарили» для фильма, отказывался от роли. «Если ты мне друг — будешь играть», — настаивал Ростоцкий.
Роль завуча, «фельдфебеля в юбке», сыграла жена режиссёра Нина Меньшикова. Школоту — студенты первых курсов театральных институтов. В том числе будущие звёзды Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, которому режиссёр отдал для роли школьного франта свою канадскую куртку.
«Разве в Советском Союзе так одеваются?» — спросили у Ростоцкого студенты Университета Беркли на встрече в США. «Конечно», — не моргнув глазом ответил режиссёр.
Школу сегодня не узнать
По опросу журнала «Советский экран», фильм стал лучшим в 1968 году, в 1969-м получил главный приз Московского международного фестиваля, в 1970 году — Государственную премию СССР.
…Накануне нового учебного года мы побывали в школе №234, где снимался фильм. Сегодня — это Первый Московский образовательный комплекс.
— По стильной короткой стрижке молодой учительницы из фильма сходили с ума все девчонки Советского Союза. Я тогда училась в 7-м «Б» и видела, как в актовом зале длинные волосы Ирины Печерниковой прятали под этот парик, — рассказывает Лариса Бобович.
Она, как и героиня фильма, когда-то окончила эту школу, пришла сюда учительницей русского языка, стала завучем, затем директором. Сейчас на пенсии.
Я брожу по громадным светлым помещениям. В здании, где снимался фильм, учатся 6-11-е классы. Младшие — в новом здании рядом. В каждом классе интерактивные доски, сбоку — обычные меловые. На каждом учительском столе — компьютер.
Мы разговариваем в кабинете истории, рядом со школьным музеем фильма. Я сижу за древней деревянной партой с откидывающейся крышкой. С тёплым сердцем вспоминаю своих учителей из школы-интерната №3, что сделали меня человеком. Ведь человеком не рождаются. Человеком становятся.
Низкий поклон вам, наши учителя!