Фильм «Карнавал» режиссёра Татьяны Лиозновой был снят в 1981 году. Главную роль в этой двухсерийной картине сыграла уже известная к тому моменту Ирина Муравьёва. Через год она была признана лучшей актрисой страны по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Как проходили съёмки, рассказал «ЗБ» историк кино и хранитель фондов Киностудии им. М.Горького Алексей Тремасов.
Судьбоносный разговор
Сценарий Анны Родионовой о девушке, которая приехала из глубинки покорять Москву, долгое время пылился на полках. Режиссёры, которые брались за него, предлагали что-то изменить, переписать, но сценаристка не соглашалась. До тех пор, пока за дело не взялась Татьяна Лиознова. В главной героине Нине Соломатиной она увидела себя. Вспомнила, как в 19 лет чуть не отчислили из ВГИКа, посчитав слишком юной для режиссёра, как в 1949 году взяли работать на Киностудию им. М.Горького, но почти сразу уволили, потому что начался так называемый период малокартинья. (Татьяну Михайловну восстановили на работе в 1953 году.)
Спустя много лет Анна Родионова вспоминала свой судьбоносный разговор с Татьяной Михайловной: «Есть важное условие: в титрах надо будет указать, что сценарий написан с моим участием. Тогда будет выделен хороший бюджет и мы сможем сделать фильм двухсерийным».
Абдулов не мог отказать
Главную роль режиссёр предложила Ирине Муравьёвой, с которой успела поработать во время съёмок фильма «Мы, нижеподписавшиеся». На роль отца Нины и его новой жены она пригласила актёров из того же фильма — Юрия Яковлева и Клару Лучко.
Правда, Муравьёва согласилась не сразу. Она уже сыграла в картине «Москва слезам не верит», и снова браться за роль нагловатой провинциальной простушки ей не хотелось. К тому же актрисе было 32 года, а Нине по сценарию — восемнадцать. Но отказать режиссёру такого масштаба актриса не могла. Как и Александр Абдулов.
«На роль Никиты нам нужен актёр, перед которым не смогла бы устоять не только главная героиня фильма, но и всё женское население страны», — говорила Татьяна Лиознова. Одним из таких актёров был Абдулов. И он согласился, хотя тоже устал от ролей героев-любовников.
Встать на ролики было непросто
По сценарию Нина танцует и катается на роликах. Этому Ирине Муравьёвой предстояло научиться. Также перед актрисой стояла задача значительно похудеть, чтобы нормально смотреться в школьной форме. Несколько месяцев она изнуряла себя тренировками. А перед выходом на сцену Театра Моссовета артистке приходилось замазывать на коленках синяки и ссадины, полученные во время занятий на роликах
Немало времени ушло и на подготовку танцевальных номеров. Для съёмок был приглашён популярный ансамбль «Ритмы планеты». Группа танцоров даже отправилась на гастроли вслед за Муравьёвой, чтобы в перерывах между спектаклями заниматься с ней хореографией.
Швырнула в актрису стул…
Насколько жёсткой бывала на съёмочной площадке Татьяна Лиознова, рассказывали многие. Во время работы над «Карнавалом» тоже не обошлось без острых моментов.
К примеру, Юрий Яковлев в одной сцене должен был выглядеть раздражённым, на взводе. Но сыграть эти эмоции достоверно никак не получалось. Тогда Татьяна Лиознова начала его задевать и довела до состояния, когда актёр уже готов был уйти. «Вот такой ты мне и нужен! — моментально среагировала режиссёр. — Камера, мотор, поехали!»
Татьяна Чернопятова, которая играет школьную подружку Нины, вспоминает другой случай. Во время съёмок эпизода, когда они с Муравьёвой идут по улице, у Чернопятовой постоянно сползал чулок. Она поправляла его, дубль приходилось переснимать, но актриса снова машинально делала это движение. В конце концов Татьяна Лиознова разозлилась так, что швырнула стул. Расстояние было большим, стул до актрисы не долетел. Но урок сработал — больше она чулок не поправляла.
«Позвони мне, позвони!»
Для работы над песнями Татьяна Лиознова пригласила самого модного композитора той эпохи — Максима Дунаевского. Позже в одном интервью Дунаевский вспоминал, как приносил шесть вариантов песни «Позвони мне, позвони!» и все были забракованы. В итоге композитор пошёл на хитрость: в качестве седьмого варианта предложил самый первый. «Ну вот, это другое дело!» — обрадовалась Лиознова. Песня стала невероятным хитом.
Изначально петь должна была сама Ирина Муравьёва, даже начала репетировать. Но внезапно Лиознова передумала и позвала профессио нальную «закадровую» певицу — Жанну Рождественскую. Её голос отлично подошёл по тембру. Но Ирину Муравьёву это обидело. В итоге актриса всё-таки записала «Позвони мне, позвони!», но не для фильма, а для гибкой пластинки — приложения к музыкальному журналу «Кругозор».
Финал открытый?
В сценарий Татьяна Лиознова добавила несколько автобиографических штрихов. Самый важный — линия мамы главной героини, её прекрасно сыграла Алевтина Румянцева. В жизни Татьяны Лиозновой мама была самым дорогим человеком, которая во всём её поддерживала.
А ещё в истории, которую написала Анна Родионова, в Москве Нина ничего не добивается. Уезжая домой, на вокзале она встречает подругу — цыганку Карму, и та рассказывает о гибели своего сына. Такой беспросветный конец Лиозновой не нравился. Поэтому финал «Карнавала» оставляет зрителю надежду, что девушка всё-таки осуществила мечту. Сама Лиознова в одном интервью признавалась, что видит героиню фильма состоявшейся артисткой.