На новую выставку «Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи» приглашает Музей Гаража особого назначения на ВДНХ (павильон №53). Гости узнают об истории фельдъегерской службы, увидят старинные артефакты и автомобили, которые работали и работают сегодня в системе спецсвязи СССР и России.
Тарабарская грамота
Фельдъегерями называли людей, доставлявших важные царские документы, в более позднее время они были офицерами.
— По сути, история фельдсвязи в нашей стране насчитывает почти тысячу лет, — рассказывает директор по музейно-выставочной деятельности Илья Сорокин. — На выставке можно увидеть репродукции Радзивилловской летописи XIII века, где рассказывают, как гонца собирают в поход. Или как половцы пытаются пленить гонца. А ещё вы узнаете о тарабарской грамоте: её использовали в Средние века, чтобы зашифровать секретные письма.
Интересный артефакт — подлинный колокольчик, который подвешивали на дугу тройки. Мало кто знает, что это первый в истории спецсигнал. Только фельдъегеря имели право на колокольчик. Обывателям полагались бубенчики — шаровидные металлические погремушки.
Обязаны метко стрелять
«Без фельдъегеря у нас ничего не делается», — писал однажды друзьям Пушкин. Со времён Петра I и до Николая II сотрудники спецсвязи перевозили и охраняли самые важные грузы. Например, на выставке представлена коллекция подлинных ключей от европейских и турецких городов, взятых русскими войсками, которые доставляла спецсвязь нашим монархам.
В ходу было выражение «аллюр три креста». Если посылка была помечена одним крестом — ехать можно спокойно, двумя — быстро, но c перерывом на отдых. Три креста — скакать, не жалея ни лошади, ни себя.
— На отдельной витрине представлены вещи, которые брали с собой офицеры спецсвязи конца XIX — начала XX века, — говорит Илья Сорокин. — Саквояж, а в нём: башлык — род съёмного капюшона на верхней одежде, — походный будильник, шпоры, бритва, флакон одеколона… И серебряные карманные часы — награда за отличную стрельбу. Ведь офицер спецсвязи обязан был метко стрелять. Однако такие часы не носили в кармане, а возили в специальной коробочке. Гордились. А ещё часто брали колоду карт. Фельдъегерям категорически запрещалось в пути играть в карты. А они отнекивались: мол, пасьянсы раскладываем. А то скучно.
«Москвич» с деревянным кузовом
Особую ценность представляет коллекция автомобилей, которые работали в системе спецсвязи СССР. Это не просто макеты, а заслуженные труженики.
Например, послевоенный «Москвич-400» завода МЗМА, будущего АЗЛК. Он точь-в-точь похож на народную малолитражку «Москвич-401», только боковые панели корпуса у него… деревянные!
— На Западе стиль «стейшн вэгон» с деревянными боками был очень модным аж до восьмидесятых годов прошлого века, — говорит Сорокин. — А у нас после войны не хватало листового железа, вот и стали делать кузова частично из фанеры и реек.
Также вы увидите полугрузовой фельдъегерский пикап на базе знаменитой эмки, первый советский автомобиль спецсвязи ГАЗ-А; диорамы, показывающие работу системы спецсвязи в разные годы истории СССР и России.
Выставка продлится до 21 апреля. Вход по билетам (0+). В музее действует система льгот вплоть до бесплатного посещения для некоторых категорий. Подробнее — на сайте gon-museum.ru (раздел «Посетителям)