Останкинскую телебашню строили около семи лет. В ноябре 1967 года с неё ушёл первый телевизионный сигнал. Накануне годовщины этого события у подножия башни открыли бюст её главному конструктору Николаю Никитину. В этом году исполнилось 50 лет со дня его смерти. Автор бюста — народный художник РФ, скульптор Владимир Суровцев. Телебашня несколько лет была самой высокой в мире и до сих пор остаётся самой высокой в Европе. Впрочем, на счету Николая Никитина есть и другие грандиозные проекты.
Ветряки на Ай-Петри
Николай Никитин ещё в студенческие годы заинтересовался высотным строительством. А в 1932 году молодой инженер создал первую яркую работу — проект Крымской ветроэлектростанции. 165-метровую железобетонную башню с двумя гигантскими ветряками, похожими на винты самолёта, предполагалось построить на вершине Ай-Петри. А началась эта история благодаря наркому тяжёлой промышленности и энергетики Серго Орджоникидзе. Весной 1932 года он лечился в ялтинском санатории. В те годы вечерами Южный берег Крыма погружался во тьму, не хватало энергии даже для работы кинопередвижек. И наркому пришла идея — построить ветровую электростанцию на самой ветреной горе полуострова.
В Крыму Никитин занялся расчётами: сможет ли башенная конструкция выдержать напор морских бризов и местных бурь. Работал он вместе с талантливым инженером-конструктором Юрием Кондратюком, одним из основоположников ракетостроения (его имя носит улица в Останкинском районе).
«Мне пришлось считать и конструировать ветроколесо и воротник башни с тележками. Юрию Васильевичу понравилась конструкция «поезда» тележек под расчалки, которую я придумал», — вспоминал Николай Никитин.
Но реализовать проект не удалось: строительство по разным причинам остановили на этапе фундамента. Однако свои идеи и расчёты Никитин разовьёт и использует потом при проектировании Останкинской телебашни.
С Вучетичем создают «Родину-мать»
Проект телебашни из железобетона Николай Никитин разработал в 1958 году. Причём представил его уже после того, как в Госстрое СССР решили делать металлическую телевизионную башню традиционного типа. «Проект был смел, дерзок, неожиданен», — вспоминал архитектор Юрий Дыховичный, коллега Никитина. Несмотря на то, что башня из монолитного железобетона казалась комиссии фантастической, проект утвердили.
В это же время талантливый инженер создаёт не менее уникальную работу. Вместе со скульптором Евгением Вучетичем они работают над статуей «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Грандиозная женская фигура высотой 85 метров (самая высокая в мире на тот момент) была выполнена из железобетона, неслыханного тогда материала для гигантской статуи. Полая изнутри, скульптура состоит из ячеек-камер, жёсткость каркаса обеспечивают натянутые стальные тросы. Устойчивость конструкции общим весом более 8 тысяч тонн была просчитана Никитиным идеально.
Монумент на Мамаевом кургане торжественно открыли в октябре 1967 года, а всего через три недели заработала Останкинская телебашня.
Квартиры вместо комнат в бараках
Идеи Николая Никитина всегда опережали время. Например, ещё в 1930-х годах он предлагал использовать железобетонные конструкции при строительстве жилых домов. «Однако в те годы применение сборного железобетона было новым, многие инженеры относились к нему с большой настороженностью», — писал Юрий Дыховичный.
Тогда неугомонный изобретатель организовал кустарный цех, где рабочие по его чертежам отливали железобетонные опоры и балки. Из них Никитин построил в Новосибирске четырёхэтажное общежитие по собственному проекту. А на поток железобетонные каркасы для жилых пятиэтажек, промышленных гигантов и даже гаражей поставят только в 1950-х, но под его же кураторством. Массовое строительство, давшее советским гражданам небольшие, но отдельные квартиры вместо комнат в бараках и коммуналках, это заслуга Николая Никитина.
До сих пор десятки разработок и изобретений талантливого инженера и учёного используются при строительстве высотных зданий.