Поправки в Правила дорожного движения, которые касаются электросамокатов, вступили в силу 1 марта 2023 года. В сути изменений разбирался корреспондент «ЗБ».
Три возрастные категории
Раньше человек на электросамокате считался пешеходом, ездить разрешалось только по тротуару. Теперь те, кто перемещается на электросамокатах (а также моноколёсах, сегвеях, гироскутерах) стали участниками дорожного движения. В зависимости от возраста они разделяются на три категории.
Как сообщается на едином транспортном портале столицы, дети младше 7 лет могут кататься только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов). Ребятам от 7 до 14 лет разрешено ездить самостоятельно по пешеходным и велодорожкам.
Пользователи старше 14 лет должны в первую очередь ездить по велосипедным дорожкам, и только если их нет, могут выехать на пешеходные. Если же нет ни велоинфраструктуры, ни пешеходных зон, допускается движение по обочине. Наконец, в отсутствие обочины можно двигаться по правому краю проезжей части, но при условии, что на этой дороге скорость машин ограничена до 60 км/ч и по ней разрешено движение велосипедистов (об этом должны сигнализировать соответствующие дорожные знаки). Такую норму ввели, чтобы самокатчики не выскакивали на оживлённые шоссе, МКАД.
Ещё один важный нюанс: переходить дорогу можно только спешившись, самокат нужно везти рядом.
В людных местах скорость ниже
Зафиксированы и скоростные ограничения. Теперь передвигаться на электросамокате можно со скоростью не выше 25 км/ч. В связи с этим в России ещё в феврале ввели стандарт производства: изготовители обязаны выпускать электросамокаты, которые не могут разгоняться до скорости выше установленного ПДД лимита.
В пешеходных зонах и парках, где людей много, правила требуют ехать медленнее — 5-15 км/ч в зависимости от плотности потока. Кроме того, при выезде со двора самокатчик обязан пропустить пешеходов, которые идут по тротуару. Следует также уступить дорогу и проезжающим автомобилям.
Кстати, в московских сервисах аренды у самокатов есть встроенные ограничители. Например, в «медленных» зонах, куда вошли центральные улицы и крупные парки столицы, их скорость автоматически снижается до 5-15 км/ч. Владельцу личного транспорта за этим придётся следить самому.
Также по новым правилам спереди на электросамокате обязательно должен быть фонарь белого цвета, сзади — красного. Его ввели, чтобы в тёмное время суток самокатчиков было видно издалека. А ещё вес городского электросамоката не должен превышать 35 кг.
Вдвоём кататься нельзя
Другая важная поправка: на электросамокате нельзя ездить вдвоём. Даже если вы родитель и у вас маленький ребёнок, ставить его вместе с собой на самокат не допускается. Необходимость такой меры подтверждается практикой. Например, в прошлом году в аварию попали двое подростков, ехавшие на одном электросамокате по дублёру проспекта Мира. Парни угодили под колёса «Киа Рио», их увезли в больницу с травмами.
Предусмотрели в обновлённых ПДД и запрет на управление электросамокатом в нетрезвом состоянии.
Ещё один нюанс: те, кто катается на обычном механическом самокате или роликовых коньках, продолжают считаться пешеходами. Передвигаться им разрешено только по тротуару. За соблюдением новых ПДД следят сотрудники Госавтоинспекции.
За нарушения они будут штрафовать водителей электросамокатов на сумму от 800 до 1500 рублей. А если обладатель самоката собьёт пешехода и тот в результате получит тяжёлые травмы или погибнет, в силу вступит уже Уголовный кодекс.
Надо усовершенствовать велоинфраструктуру
– Мосгордума на протяжении 7 лет занималась проблематикой правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности (СИМ). Мы изучали зарубежный опыт, выступали с инициативами, активно взаимодействовали с органами власти, представителями индустрии, общественными организациями, коллегами из регионов. В результате уже в 2021 году в столичных парках и на самых оживленных улицах появились зоны с ограничением скорости для шеринговых самокатов. Сейчас во всех парках скорость на шеринговых самокатах ограничена до 15 км/ч, – напомнил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия». – По итогам недавнего «круглого стола» принято решение вместе с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы инициировать разработку Плана развития велоинфраструктуры столицы на 2024 и последующие годы. Кстати, в этом году планируется реализовать проект «зеленого кольца» – это веломаршрут, который свяжет между собой все парки и зеленые зоны города. Считаю необходимым провести на площадке Мосгордумы обсуждения по данному проекту – совместно с представителями «Мосгорпарка» и ЦОДД.