Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное Ухо» — одна из советских картин, номинированных на «Оскар». История о собачьей преданности и человеческой жестокости пробирает до мурашек. Недаром многие из тех, кто смотрел «Бима…», признаются, что даже спустя годы не способны его пересмотреть. Как проходили съёмки, рассказал «ЗБ» историк кино и хранитель фондов Киностудии им. М. Горького Алексей Тремасов.
Писатель нон грата
«Белый Бим Чёрное Ухо» — экранизация повести Гавриила Троепольского, которая была напечатана в 1971 году. Станислав Ростоцкий был хорошо знаком с писателем, по его произведению он создал свой первый полнометражный фильм «Земля и люди». Режиссёр решительно взялся за экранизацию, но столкнулся с неожиданными сложностями.
Дело в том, что Троепольский посвятил повесть о собаке Александру Твардовскому, который долгие годы был главным редактором журнала «Новый мир». Во времена хрущёвской оттепели в журнале активно поддерживалась антисталинская тема, но, когда к власти пришёл Брежнев, Твардовский стал персоной нон грата. К счастью, Станислав Ростоцкий к тому моменту был уже весьма уважаемым человеком; не желая отказываться от экранизации, дошёл до министра. В итоге по совету Троепольского посвящение решили оставить лишь в литературном источнике.
Тихонов собак обожал
Съёмки откладывались несколько лет. Причина простая: в главной роли Ростоцкий видел лишь Вячеслава Тихонова. А тот был занят на съёмочной площадке «Семнадцати мгновений весны». Тихонов тоже был рад взяться за роль интеллигентного пенсионера-собачника: во-первых, хотел переключиться с роли Штирлица на что-то новое, во-вторых, потому что искренне любил собак. Животные платили ему тем же. Яркий пример — сцена с собакой, которая подбегает к Штирлицу и кладёт морду ему на руки. Эта случайная ситуация с незнакомой собакой получилась настолько гармоничной, что её решили оставить.
Потребовалось время и для подбора собаки на роль Бима: в книге описан сеттер с редким белым окрасом. И его нашли! Владелец практиковал сдачу своего питомца в аренду. Он легко передал съёмочной группе Стива — так звали его сеттера — на полтора года. Киношники же ласково прозвали пса Стёпкой. Работа началась. Безупречный Стёпка Сцены фильма снимали в обратной последовательности. Стёпка тосковал по хозяину, так что начали с финальных моментов, где пёс грустный и потерянный. Вячеслав Тихонов проводил со Стёпкой много времени. Гулял с ним, разговаривал, кормил. Пёс к нему привязался, мог найти в любой части павильона. Для съёмок эмоциональной сцены, когда врачи забирают героя Тихонова в больницу, а собака переживает и реагирует на их приход, Стёпку и актёра разлучили на несколько дней.
Репетировали без собаки. А затем выпустили её на площадку и включили камеру. Сцена была снята с первого дубля. Станислав Ростоцкий говорил, что иногда ему казалось, будто Стёпка читал сценарий. Он всё делал безупречно. Лишь в одной сцене был задействован в качестве дублёра другой пёс — сеттер Денди. Его можно увидеть в самом душераздирающем эпизоде, когда лапа Бима застревает в железнодорожных путях и на него надвигается поезд. Роль злой тётки стала роковой Валентина Владимирова сыграла в фильме безымянную героиню, в титрах названную «тёткой». Прежде много лет она играла добрых и простых русских женщин, её очень любили зрители. Злобная тётка, устроившая травлю безобидного пса, для неё — новое амплуа. Актриса справилась великолепно настолько, что люди стали ассоциировать её с этим персонажем. Соседи перестали здороваться, люди со всей страны слали письма с вопросом, за что она так ненавидит собак. Однажды её пригласили на творческий урок к школьникам, но дети наотрез отказались с ней встречаться. Опасаясь недовольства зрителей, режиссёры практически перестали предлагать Валентине роли. Она умерла в деревне, где жила одиноко после гибели супруга.
Судьба сеттера, сыгравшего Бима, тоже была печальной. Его никто не обижал и не мучил, но он, как и его герой, тосковал без хозяина. За полтора года съёмок «Белого Бима» он ни разу не навестил питомца. И Вячеслав Тихонов, и оператор Вячеслав Шумский хотели выкупить собаку, но владелец наотрез отказался. И продолжил сдавать его в аренду… В итоге однажды сердце Стива-Стёпки не выдержало.
Зрители уходили в слезах
Фильм вышел в 1977 году и вызвал мощный общественный резонанс. Многие были возмущены, что собака в конце умирает, обвиняли Ростоцкого в жестокости, из кинотеатров люди уходили в слезах. В прокате фильм занял 15-е место, его посмотрели 23 млн зрителей. А главный киножурнал страны — «Советский экран» — назвал его лучшим фильмом года. Ростоцкий, Шумский и Тихонов получили Ленинскую премию.
А ещё Ростоцкого снова пригласили в Лос-Анджелес на церемонию вручения «Оскара». Впервые это произошло после выхода картины «…А зори здесь тихие». «Белый Бим Чёрное Ухо» тоже попал в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке». Однако в этот раз режиссёра из страны не выпустили. Ведь среди номинантов был также «Охотник на оленей» Майкла Чимино, в котором поднималась тема вьетнамской войны, и чиновники посчитали присутствие советского режиссёра на такой церемонии неуместным. В тот год «Оскар» достался французской ленте «Доставайте носовые платки». А в семье Ростоцкого по сей день хранится памятный сертификат о почётной номинации.