В конце 1940-х годов в СССР возобновили эксперименты по разработке оборудования для подводного вождения танков, приостановленные на время Великой Отечественной войны. Перед инженерами с военным опытом поставили задачу научить танки форсировать водные преграды по дну. Разработчиком и испытателем первых танков-амфибий стал участник войны инженер-подполковник Георгий Столяров, много лет проживший на улице Седова. Воспоминаниями о нём с «ЗБ» поделился его сын — историк Владимир Столяров.
Трофей доставили в штаб
Война застала Георгия Столярова на 3-м курсе Политехнического института в Челябинске. После краткосрочных офицерских курсов 21-летний лейтенант отправился на фронт. В 1943 году на Курской дуге он воевал в составе гвардейского танкового полка прорыва. Это были особые части из самых опытных танкистов — их бросали на прорыв обороны противника.
По словам сына, Георгий Столяров неохотно рассказывал о боевых действиях. А вот бытовыми историями делился. Однажды после успешного боя Георгию Столярову поручили перегнать трофейный немецкий танк в штаб: руководство хотело его изучить.
— Отец нашёл танк и поразился, как снайперски его подбили наши артиллеристы, — рассказывает Владимир Столяров. — Бронебойный снаряд угодил точно в смотровую щель, пробил бронированное стекло. Водитель-механик погиб, а остальные члены экипажа убежали. Отец проверил машину: всё исправно, горючее есть. А теперь, говорит, дайте мне солдата на броню и найдите белый флаг. «Зачем?» — спрашивают. А он им: «Как, по-вашему, далеко я уеду на немецком танке по нашему тылу?» Выделили солдата, смастерили белый флаг из черенка лопаты и наволочки. Отец развернул башню танка орудием назад, а солдату на броне велел размахивать белым флагом и как можно громче кричать: «Гитлер капут!» Так и доехали до штаба.
Испытания на глубине
Георгий Столяров — кавалер четырёх боевых наград. Две из них — медаль «За боевые заслуги» и второй орден Красной Звезды — он получил уже в мирные 1950-е годы за разработку оборудования для подводного вождения танка, принципы которого используются до сих пор. Долгое время информация об этих разработках была засекречена. Даже в авторском свидетельстве, выданном Георгию Столярову в 1952 году, изобретённое им оборудование не названо.
Столяров изучал, как будет работать двигатель при полной герметизации танка, что будет с радиосвязью, как удалять воду при её попадании внутрь, чем уплотнять люки. Испытания проходили с риском для жизни. Георгий Столяров сам управлял танком, погружённым в реку на глубину 4 метра. Изучал, что происходит с приборами при изменении давления, где возникают протечки, как обеспечить эвакуацию экипажа. Нередко ему приходилось выбираться наружу из уже полностью затопленной машины.
Два автографа Гагарина
А с ноября 1961 года Георгий Столяров связал свою жизнь с космическим ракетостроением. Он работал у Сергея Королёва: состоял в группе, отвечающей за успешные запуски, часто летал в командировки на Байконур, был знаком с Юрием Гагариным.
— Отец любил вспоминать шутливый диалог с Гагариным, когда получал его автограф, — рассказывает Владимир Столяров. — Сначала он попросил расписаться на приготовленной марке — их собирала моя сестра, — и Юрий А лексеевич осторожно расписался на крошечном квадратике. А чтобы получить второй автограф, для меня, отец, не найдя ничего подходящего, протянул чистый лист бумаги. Гагарин на секунду задержал руку и весело спросил: «Вы ведь не собираетесь здесь написать, что я вам должен денег?»
В 1966 году семья Столяровых поселилась на улице Седова, и Георгий Иванович много лет возглавлял Совет ветеранов района Свиблово.