Народного артиста России Валерия Афанасьева в равной степени хорошо знают и завзятые театралы, и поклонники сериалов. На его счету более 50 спектаклей и более 220 киноработ. И скоро этот список пополнится. Но начать хочется с личного…
Рассудительный дедушка
— Валерий Алексеевич, имея сыновей и уже почти взрослых внуков, скажите: чем роль дедушки отличается от роли папы?
— Если ты папа, ты весь на нервах: «Что ты не можешь выучить?! Не можешь сделать?! Не делай так! Иди туда!» А у дедушки уже другая интонация: «Ну что ж ты не смог вы учить? Давай постарайся, подучи маленько — и всё получится». Ты уже рассудительный такой, неспешный. Я когда-то жаловался одному взрослому актёру про детские неуспеваемости, а он мне: «Валера, успокойся. Когда всё закончится, ты посмотришь на всё пройденное и скажешь: «Какая же это была ерунда!» Но руку на пульсе держать надо…
— И дети выросли замечательными, у каждого — своё дело… Правда, никто не стал актёром. Только Константин близок к этой сфере: он продюсер. Выгодное дело для папы-актёра?
— В нашей семье — никакой коррупции! (Смеётся.) Я даже мысли не допускаю подлезть сыночку под крылышко и о чём-то попросить. Снялся один раз в его проекте «23 августа» для канала «Dомашний». Он спросил: «Папа, можешь наговорить текст?» Я почитал сценарий, записал пробы — и меня утвердили на общих основаниях… Кстати, с этим проектом связана одна важная для меня история. Осенью, когда этот фильм вышел на телеэкраны, руководитель нашего Малого театра Юрий Мефодьевич Соломин попал в реанимацию. А через несколько дней я получил от внучки Юрия Мефодьевича фотографию из палаты, где на экране телевизора я в сериале «23 августа». Юрию Мефодьевичу очень понравилась картина — получился не проходной сериал, и я рад очень, что снялся в этом добром кино… К глубокому сожалению, Юрию Мефодьевичу не удалось победить болезнь, и мы сейчас всем театром переживаем и понимаем, что потеряли не просто художественного руководителя, но ушла целая театральная эпоха! Тем значимее для меня его высокая оценка моей работы…
Преподаёт студентам в Марфине
— Уже несколько лет вы преподаёте в Московском театральном институте имени Иосифа Кобзона. Приходилось играть со своими студентами?
— Студентам своего первого набора я предложил сыграть пьесу Джона Бойнтона Пристли «Ракитовая аллея» вместе со мной. Получилось интересно. А недавно попросил студентку Анастасию Халину подыграть мне в «Чайке» Нину Заречную на творческой встрече в Музее Чехова. И она, умница, очень хорошо отработала. Это так полезно для студентов — играть с профессиональными актёрами. И мальчика одного своего видел в дипломном спектакле другого курса. Молодец! А бывает так, что портят. Тогда бываю очень зол! К счастью, такое случается редко. (Улыбается.)
— Кстати, «злым» ваш герой был в сериале «Предпоследняя инстанция» — это чувствовалось, хотя большую часть времени он молчал. А о чём думает актёр, пока молчит?
— В том, как кто молчать умеет, проверяется артист. Лично я стараюсь прожить всё, что задано драматургией. И сразу вижу — особенно на втором плане, — когда актёры ни о чём не думают. Вот в сценарии пишут: «ГВГ». Знаете, что это такое?
— Нет!
— Глаза в глаза. Режиссёры просят просто смотреть друг на друга, а камера не останавливается. Нас снимают, а потом вставляют в разные места фильма. И достаточно часто у актёров — пустой взгляд, стекло в глазах. Ну почему бы не прожить этот момент, рассматривая партнёра: что у него в глазах, какие глаза, брови, ресницы… Подумайте о чём-то, прочтите внутренний монолог.
— Актёры же обычно не любят роли без слов…
— А я роли без слов обожаю! Я столько слов наговорил, такое количество текста в голове переработал, что мне есть о чём помолчать. Молодой артист радуется, когда много слов — когда и монолог, и диалог… А актёр в возрасте читает и думает: вот это не надо говорить, это лишнее… Помолчать — это, знаете ли, такое благое дело… Мне рассказывали про Щукина Бориса Васильевича. Он, когда уже был в возрасте, сам попросил роль без слов. Он лежал под столом пьяный и только в конце выскакивал с каким-то текстом. (Смеётся.)
В образе Островского
— Какие новые проекты ждать телезрителям в 2024 году?
— Должен выйти фильм «Командир» — о Герое Советского Союза Геннадии Зайцеве, создателе группы «Альфа». Мы с ним встречались несколько раз, слушали его рассказы. Сценарий был написан практически по его биографии. Я сыграл директора завода, на котором он начинал свою трудовую биографию ещё до войны, и мой герой его благословляет на войну. Завод тот под Пермью, в городе Чусовой, ещё сохранился, и мы туда ездили. И ещё новый проект — «Свет в окне»…
— Знаю, недавно закончились съёмки фильма «Реальные места вымышленных героев». Там вы в образе драматурга Александра Островского едете в поезде…
— Проект очень интересный. По задумке авторов, героев пьес Александра Островского переносят в реальные места, где происходит действие пьес. А мой герой, сам Островский, в гриме и историческом костюме выходит из театра и направляется в свою усадьбу современным транспортом: поездом, на такси… Но поезда не было: снимали без меня, я только входил в вагон. Проводница, увидев меня в цилиндре, ахнула от неожиданности, а я ей: «Не волнуйтесь, мы кино снимаем!»
Самый неожиданный подарок
— Вы же не всегда в гриме. Узнают?
— Всё время узнают, просят автограф, сфотографироваться — почему бы и нет? Но не всегда обстановка располагает. Например, приходишь в поликлинику, настроен лечиться, с врачом поговорить, а тут вскакивает человек: «Вы же артист, давайте мы с вами сфотографируемся»
— А в театре минуты славы приятные?
— Конечно! Единственное — не люблю цветы: мне как-то неудобно их брать. И поклоны не очень люблю: не хочу заигрывать со зрителем. Вроде ты выражаешь благодарность зрителю, а вроде говоришь: вот такой я прекрасный! Однажды в Театре на ЮгоЗападе зрители поставили нам на сцену огромный пакет. Там оказалась… вобла. Отборная — штук сто! Вот это — подарок от души! Когда от души, тогда всё хорошо…