Актёр Василий Мищенко давно и хорошо знаком зрителям, хотя, по его словам, в жизни его узнают нечасто. 40 лет актёр служил в театре «Современник», снялся почти в 150 картинах, в их числе «Спасатель», «Дураки умирают по пятницам», «Один и без оружия», «Стрельцов», «Первый Оскар». Сейчас заслуженный артист России значительную часть времени отдаёт преподаванию в Институте театрального искусства им. И.Д.Кобзона на Ботанической улице.
Кобзон пел до утра
— Василий Константинович, вы преподаёте в Институте театрального искусства имени Кобзона. А с самим Иосифом Давыдовичем вас судьба сводила?
— Иосиф Давыдович дружил с Галиной Борисовной Волчек и приходил к нам в «Современник». Как-то он приехал с поздравлениями в театр, когда отмечали уж не помню какой по счёту юбилей. Было довольно поздно, и многие уже разошлись. В фойе выдвинули рояль, и Иосиф Давыдович для нас, небольшой группки людей во главе с Галиной Борисовной, начал петь. Его пение чередовалось с рассказами, и так почти до утра. Оттащить его от рояля было невозможно.
— Иосиф Давыдович много помогал и ДНР, и ЛНР. Вы, я знаю, тоже там бывали.
— Да, я был и в Мариуполе, и в Луганске, и в Донецке. Готов поехать ещё. Я общался и с гражданскими, и с военными, как мог старался их подбодрить. По сути, они сейчас выдерживают натиск всего НАТО под командованием США. Ненависть к нацизму у меня в генетике, потому что мои мама и папа были в концлагере. Они и познакомились там. Их спасла любовь. Я хотел бы снять фильм о солдатах, которые, как мой отец, попали в годы войны в окружение и оказались в немецком концлагере. Отец честно защищал свою страну, но, вернувшись на родину, долгое время считался предателем.
Должен был сниматься с Высоцким
— Где-то сейчас снимаетесь?
— Летом летал в Кейптаун. Меня пригласила сниматься шведская кинокомпания. Играл Никиту Хрущёва. Изза того что я из России, никто на меня там ни разу косо не посмотрел, не задал ни одного глупого вопроса. Я даже удивился и подумал, что в мире всё-таки многое объединяет творческих людей.
— Читала, что вы были знакомы с Владимиром Высоцким.
— Да, мы должны были сниматься у Геннадия Ивановича Полоки в трёхсерийном фильме «Наше призвание». Володя обещал написать 10 песен, но успел только одну, и она вошла в сериал. В июле 1980 года мы ждали его в Пущине, но он так и не приехал. Недавно на Дне города у памятника Высоцкому на Страстном бульваре был показан фрагмент из моего спектакля о Владимире Семёновиче «Сорок лет без поэта», который идёт уже два года. А тогда роль ушедшего из жизни Высоцкого Полока попросил сыграть его друга Ивана Сергеевича Бортника. С ним мы дружили до его последних дней.
— Что-то совсем для вас новое приходилось осваивать ради какой-то роли?
— Например, до спектакля «Анархия», который поставил Игорь Иванович Сукачёв, я не умел играть на барабанах. Сукачёв прикрепил меня к своей группе «Неприкасаемые», и музыканты помогали мне осваивать ударные. Я даже вместе с группой выступил на концерте перед пятитысячным залом; мы исполнили песню, которая звучит в спектакле. Кстати, недавно состоялась премь ера фильма по этому спектаклю, шедшему ранее на сцене театра «Современник». Теперь его могут посмотреть все.
Написал письмо Кеосаяну
— А как у вас появилось желание стать актёром?
— Классе в пятом осознал, что буду актёром, так меня впечатлил фильм «Неуловимые мстители». И написал письмо на киностудию «Мосфильм» режиссёру Эдмонду Кеосаяну, что умею, как и герои фильма, скакать на лошади, стрелять, плавать, прыгать и готов участвовать в последующих сериях. Мне пришёл ответ: «Молодой человек, вы в одном слове делаете несколько ошибок. А актёры должны быть образованными, умными, грамотными».
— Поступать в театральный институт в Москве вы приехали из Ростовской области. Сложно было в первое время?
— Я тогда уже вернулся из армии и был взрослым парнем, но, конечно, мегаполис произвёл сильное впечатление. Я и сейчас, прожив в Москве почти 50 лет, москвичом себя не считаю, хотя очень люблю этот город. Донские степи греют меня больше: когда у меня «садится аккумулятор», уезжаю в родные края напитаться энергией. Вот в июле ездил туда, отмечали там 50-летие окончания школы. Собралось три-четыре класса из нашей и соседней школ, гуляли два дня.
Учился у Табакова
— Вы учились в ГИТИСе у Олега Павловича Табакова, но почему-то свой курс часто называете несчастливым.
— Это был самый первый курс, который набрал Олег Павлович в 1976 году. Со мной учились Леночка Майорова, Серёжа Газаров, Андрей Смоляков. Это был тот самый курс, где родилась мечта о создании своего театра, но в то время ей не суждено было сбыться. В 1980 году к нам приехал министр культуры Пётр Демичев, посмотрел спектакль «Маугли», который поставил Константин Райкин, и спросил: «А куда у вас распределение, ребята?» Мы сказали, что в Брянск. «Вот и хорошо, поезжайте в Брянск, а Олег Павлович будет к вам приезжать», — отчеканил министр. Вот такое фиаско потерпел самый первый курс. Судьба разбросала нас по разным театрам, я пришёл в «Современник», где прослужил 40 лет. Сыграл Хлестакова — роль, о которой мечтал Олег Павлович. Сам он его сыграл только в Чехии.
— Чем ещё вам запомнилось время учёбы?
— Олег Павлович меня называл Васисуалий или Васяндрик, и в зависимости от этого я понимал, получу сейчас от него или наоборот. Как-то на 2-м курсе прихожу на занятия, на мне лёгонький сюртучок, и Табаков спрашивает: «Васяндрик, ты чего вот так зимой ходишь? Холодно же». Я говорю, что ничего, терпимо. На следующий день подходит ко мне, протягивает ключи от своей «Волги» ГАЗ-24 и говорит: «Принеси-ка сумку из багажника». Приношу, он быстро открывает и со словами: «Давай прикинь» — вытаскивает вельветовое пальто. Оно, конечно, было великовато, но я сказал, что нормально. «Вот в этом и ходи», — резюмировал Табаков.
— Что думаете о нынешней молодёжи?
— Среди молодёжи есть умные, продвинутые, любопытные ребята. При этом иногда слышу, и это ни для кого не секрет, что далеко не все хотят служить в армии, им не очень понятно слово «Родина». Не удивительно, что часть наших коллег после 24 февраля уехали из страны. Во время моей молодости жизнь была другой и ценности были другие. Я родился, когда всего 10 лет назад закончилась Великая Отечественная война, живы были фронтовики. Любовь к Родине, сострадание к ближнему для нас не были пустыми понятиями.