Житель района Свиблово народный художник России Василий Нестеренко написал более тысячи работ, посвящённых отечественной истории, культуре, православию. Живописец восстанавливал росписи в храме Христа Спасителя в Москве, в Успенском соборе в Дмитрове, работал над внутренним убранством многих других церквей. По решению Правительства Москвы на Бутырской улице началось строительство его персональной галереи, открыть её планируют в конце 2026 года.
Своя галерея на Бутырской
— Василий Игоревич, как будет выглядеть ваша галерея на Бутырской улице?
— Мне хотелось, чтобы здание было классическим, сочеталось с находящимся недалеко Савёловским вокзалом. Я сделал рисунок того, что представлялось. Далее работу продолжил молодой талантливый архитектор Алексей Капустин. Галерея площадью более 5 тысяч квадратных метров позволит сделать полноценную постоянную экспозицию моих картин. У меня масштабные работы, я один из немногих художников, способных «взять» большой Манеж, где у меня прошло уже четыре персональные выставки, причём два раза — на двух этажах. В галерее на Бутырке будут также проводить мастер-классы, выставки работ детей, художников, так или иначе связанных со мной общими темами. Там будет зал для сменных экспозиций. Надеюсь, галерея станет местом притяжения многих людей.
«Защитники Новороссии»
— В галерее «Домик Чехова» на Малой Дмитровке проходит выставка, посвящённая СВО. Особое место занимает ваша картина «Защитники Новороссии», её герои — реальные люди?
— Эта выставка — результат моих впечатлений от поездки в зону спецоперации. Мало кто из художников берётся за подобные сюжеты. На картине — живые, настоящие мужчины и женщины, которые встали на защиту своих семей, своей земли. До начала спецоперации они не были военными. Например, сопровождавший меня командир в мирной жизни был ветеринаром, но воюет уже восемь лет. Другой был учителем географии. Много шахтёров. На выставке есть историческая работа «Молитва о Малороссии», посвящённая первой войне за Украину, которая началась в 1654 году после Переяславской рады и продлилась 13 лет. Между происходящим сейчас и тогда можно провести параллели. А следующая выставка будет называться «Охотоморье» — по аналогии с лукоморьем. На ней я представлю картины-впечатления от Магадана, Колымы, Шантарских островов, северной части Охотского моря. Там удивительные по красоте места.
— На вашей прошлогодней выставке в Манеже обратила внимание на работу «Письмо недругам России», она перекликается с картиной Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Что вас вдохновляло?
— Я же ездил в Сирию и создал ряд работ об этой войне. Как-то оказался на дальней точке нашей заставы. Боец дал мне бинокль, чтобы посмотреть на террористов, и заметил: «Ты пригнись, художник, а то поздно будет». Там и родилась задумка. Сами бойцы подсказали идею написать картину, как у Репина. Названия похожие, но композиционно картины разные. Хотя есть и некоторые аналогии. Так, у Репина изображён эдакий смеющийся Тарас Бульба с огромным животом, у меня — смеющийся офицер в бронежилете. У ног репинского писаря лежит волк. На мой картине у ног пишущего бойца — волкодав. Ещё одна особенность: на моей картине, как и у нас в армии, — полный интернационал. Там и русские, и ингуши, ребята с Камчатки, из Якутии.
Пленэр на морозе
— Куда в следующий раз отправитесь за вдохновением?
— В Арктику. Я был там не так давно, сделал серию работ, и опять хочется. Очень интересно, как люди там живут, как служат. Как-то летели с военными на вертолёте, а внизу — льды, Баренцево море. Смотрю на всё это и говорю: «Не Мальдивы». А они в ответ: «А Мальдивы здесь и не нужны». И действительно: природа удивительная, расплодились медведи, олени, киты. Однажды нас заметили девять медведей, двинули в нашу сторону. Для них человек — цель, еда, а стрелять в них нельзя категорически. Мы быстро ретировались. Для художника дополнительная сложность в том, что на морозе краски становятся резиновыми, писать ими сложно, нужен растворитель. Художник Александр Борисов первым в начале XX века отправился с масляными красками за Полярный круг. Он писал Арктику на пленэре при минус 25. Я работал при 20 градусах мороза.
От Арарата до Колымы
— У вас много горных пейзажей, вы увлекаетесь альпинизмом. А с чего всё началось?
— Лет шестнадцать назад впервые попал на Дальний Восток. До этого я был, скажем так, певцом средней полосы. У меня много работ, посвящённых центральной части России. Когда увидел Дальний Восток и Сибирь, был поражён величественной нетронутой природой. Каждый год в разных компаниях туда ездил, сейчас уже детей с собой беру. Потом стал подниматься в горы — на Эльбрус, на вулканы Камчатки. Сделал серию работ «Рубежи России», и она всё время увеличивается. За последний год участвовал в трёх походах. Мы поднялись на гору Арарат, она выше Казбека. Между прочим, святая гора принадлежала Российской империи, это Ленин её отдал туркам. Сразу после Нового года сходили на высшую точку Южного полушария — гору Аконкагуа высотой почти 7 километров. Две недели поднимались. А после этого был поход на Колыму, в Магадан — очень интересные места. Разумеется, отовсюду я приезжаю с картинами.
Хорошо знакомый Северо-Восток
— Ваши дети как-то проявляют себя в живописи?
— Старший сын — будущий архитектор, оканчивает 1-й курс МАРХИ, пишет маслом, акварелью и другими материалами. Дочь оканчивает 1-й курс Мерзляковского училища при консерватории по классу вокала, у неё меццо-сопрано. Третий ребёнок учился в школе имени Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово, потом перешёл в славяно-греко-латинскую гимназию имени Шичалина. А младшенький в этом году пойдёт в 1-й класс. Наши дети, как и мы с женой, выросли на Северо-Востоке Москвы. Оля ко мне переехала с проезда Дежнёва. Чермянка, Лихоборка, Яуза — знакомые с детства речки. Лет пятьдесят назад с мальчишками всё лето плескался в Лихоборке, с тарзанки в воду прыгал. Свиблово, Отрадное, Южное Медведково — это всё наши места. Мы ходим в храм Рождества Богородицы во Владыкине, в храм Ризоположения в Леонове.
— Что написали у нас на Северо-Востоке?
— Есть картина «Зима во Владыкино». Много работ связано с Яузой, например «Ожидание весны». Там изображён храм, который князь Пожарский построил на Яузе. Есть картина «Камыши над Яузой». В Ботаническом саду написан «Первый снег». Сразу всё и не вспомню.