Юрий Ряховский — советский писатель, художник, фронтовик. После войны он учился во ВГИКе. А в 1960-х годах много лет проработал главным художником Дирекции по изданию знаков почтовой оплаты СССР. Воспоминаниями о нём с «ЗБ» поделился его сын — журналист Андрей Ряховский.
Романтичные парусники
В советских и международных каталогах есть около 90 марок авторства Юрия Ряховского.
— Я очень люблю его марки, посвящённые Антарктике и Арктике. Они очень романтичные, флибустьерские слегка, если хотите, — говорит Андрей. — Но приходилось заниматься и официозом, подчиняться цензуре. В ЦК КПСС были специальные люди, утверждавшие всё, что шло в массовую печать. Если ЦК КПСС говорил нет, оригинал переделывали целиком по несколько раз. Как-то отец делал марочный блок с Лениным к съезду партии. Он был издан. А когда я недавно готовил ряд его работ для передачи в музей, нашёл четыре готовые к печати версии этой работы. Не эскизы, а оригиналы! Но в работу пошёл только пятый вариант.
Помог знаменитому наставнику
Несколько марок по заказу Ряховского нарисовал Юрий Пименов, его персональная выставка недавно прошла в Третьяковке на Крымском Валу. Известный советский художник, лауреат Сталинских и Ленинской премий, профессор ВГИКа, в конце жизни он очень нуждался.
— Отец учился у него во ВГИКе и, когда Пименов обратился к нему с просьбой о работе, конечно, дал ему несколько заказов на марки, — рассказал Андрей.
Так, в каталогах можно найти марку Пименова «Свадьба на завтрашней улице» с типичным для начала 1960-х сюжетом: молодожёны осторожно ступают по доскам, проложенным у строящегося дома. Есть несколько марок Пименова с сюжетами его собственных картин.
— Юрий Ряховский помог внести эти работы в годовой печатный план, затем сделал их графическое оформление. Он от души помогал своему учителю, так как Пименов не имел опыта рисования шрифтов, — рассказал Андрей.
Уместить картину на клочке бумаги
— Для почтовой марки годится не каждое изображение. Нельзя механически уменьшить обычную живописную картину до размеров клочка бумаги, — поясняет Андрей Ряховский. — На марке размером 2х3 сантиметра должны поместиться хорошо различимое изображение, номинал, страна выпуска и год издания. Нужно было учитывать, что печатные машины в те годы могли работать только с тремячетырьмя красками.
Например, Юрий Ряховский сделал серию марок по мотивам работ Билибина, знаменитого иллюстратора русских сказок и былин.
— Нужно было придумать орнамент на базе оригинального билибинского, чтобы служебная информация на марке воспринималась естественно, оригинально и ненавязчиво. Отец очень бережно к этой работе относился, — вспоминает Андрей.
Компенсация за негритёнка
Помимо марок, Юрий Ряховский создавал книжные иллюстрации, рисовал открытки.
— У него есть очень популярная в 1960-х годах открытка к 8 Марта. Вышла каким-то невероятным тиражом, называлась «Поздравляем наших мам!». На жёлтом фоне изображены трое детишек с букетами — белый мальчик, китаец и негритёнок. Очень весёлая такая открытка. Мы пришли с отцом однажды в магазин в ту пору. Я вдруг увидел на витрине пачку кофе под названием «Африка». А на пачке нарисован точно такой же негритёнок, как на открытке. Отец подал заявку на нарушение авторских прав, и ему выплатили компенсацию. Она оказалась даже больше, чем он получил за оригинал той открытки.