На 2-м Открытом кинофестивале авторского кино «Зимний» состоялась премьера фильма режиссёра Иры Волковой «Вера». Он снят по повести «Вам и не снилось…» Галины Щербаковой, но в отличие от одноимённой экранизации 1981 года в центре сюжета не любовь подростков Юли и Ромы, а жизнь мамы мальчика — Веры. Кстати, некоторые эпизоды снимали в СВАО, например школьную экскурсию — в Ботаническом саду. Об этом «ЗБ» рассказала исполнительница главной роли Виктория Толстоганова.
Не прочь перекусить ночью
— Виктория, во время работы над ролью на вас как-то повлиял фильм «Вам и не снилось…», снятый в своё время тоже на Киностудии имени Горького?
— Никак не повлиял. Я его не пересматривала и не думала о нём. У меня в глазах стоит только лицо девочки в роговых очках. Больше ничего не помню.
— Когда прочли сценарий, сразу поняли, что это ваша роль?
— Нет. Я спросила: «Разве это я?»
— Почему?
— Например, в повести прослеживается мысль, что все проблемы женщины начинаются, когда она набирает вес. В книге Галины Щербаковой мама Ромы Вера — полная, грузная женщина под 100 килограммов. В сценарии фильма моя героиня тоже была полной. Но я подумала, что она одинокая, не уверенная в себе и несчастная совершенно не от того, что располнела. Ведь единственная ценность в её жизни — сын, которого она окружает гиперопекой. И хотя в сценарии остались фраза «Ты моя булочка», какие-то переживания по поводу еды по ночам, но для меня здесь нет проблемы. Любой человек, женщина или мужчина, могут есть, когда хотят, в том числе и ночью. Кстати, я тоже!
Такая разная мама
— Как вживались в роль?
— Я пыталась представить себя на месте своей мамы, и, может быть, у меня получилось. У меня три младшие сестры. Я старше самой младшей на 17 лет. В советские годы, когда я была ребёнком, и в девяностые, когда родилась сестра, наша мама — это два совершенно разных человека. До сих пор помню её нервный взгляд, когда я была маленькой. Советское время откладывало невероятный отпечаток на женщин и мужчин, на отношения между ними. Они были травмированы этим сложным периодом жизни, и их нельзя осуждать. Мне было интересно показать это в моей героине.
— Вы её оправдываете?
— Конечно, нет! Я её обвиняю. Она не умеет чувствовать и в результате своими действиями убивает собственного ребёнка. Видимо, мама не научила её чувствовать, не научила любить. Слова «любовь» она боится как огня. Ревности в её сознании тоже сначала нет. Она просто удивляется, что мама Юли странно смотрит на её мужа. Но когда события развиваются, наслаиваются и ревность, и слепая ненависть.
— Сложно играть, осуждая свою героиню?
— Наоборот, мне было интересно. Я хотела понять причинно-следственную связь её поступков, почувствовать, как она живёт, что думает.
Антураж эпохи
— В фильме точно передаётся время, в том числе и с помощью предметов быта. Чья это заслуга?
— Реквизиторы — люди, которые могут найти всё. В чём-то им было несложно. Ведь во времена СССР у всех в сервантах стояла однотипная посуда, люди были одеты похоже. Я сама родом из СССР и прекрасно помню. Эти вещи до сих пор можно у многих найти. Но в фильме в квартире у Веры много индивидуальных вещей. Она по профессии ихтиолог, и это накладывает отпечаток.
— А какое музыкальное сопровождение?
— Как и 40 лет назад, музыку написал Алексей Рыбников. Кстати, наша картина ему понравилась и показалась совершенно не похожей на первую экранизацию.