Почти девять месяцев работники столичных предприятий ЖКХ помогают восстанавливать разрушенные инженерные сети Донецка и Луганска. Алексей Шарпар, заместитель генерального директора ГБУ «Автомобильные дороги СВАО», побывал в Донецке одним из первых, в августе прошлого года.
На пяти поливальных машинах
Бригада Алексея Шарпара из 12 человек летом обеспечивала жителей Донецка питьевой водой, а осенью снабжала технической водой городские котельные.
— Мы были первопроходцами, ехали в неизвестность, — вспоминает Алексей первую командировку. — Не знали, насколько там будет опасно, где станем жить, как работать.
Из Москвы они прибыли на пяти поливальных машинах. На них и развозили воду.
— Каждое утро заполняли их у гидрантов и везли по определённым адресам. Ставим машину во дворе, и жители набирают воду, кто во что может: в вёдра, канистры, бутылки, — продолжает Алексей.
Смена начиналась с шести утра, чтобы люди успели набрать воду до ухода на работу, в некоторые дворы приезжали вечером. Каждый день маршрут меняли, чтобы не приезжать в один двор в одно и то же время. Вокруг машин бывает очередь, и если об этом узнают ВСУ, то начинают обстрел. Однажды открыли огонь и по гидранту, когда воду набирала другая бригада. Снаряд прилетел, как только машина отъехала, водителя ранило осколками (сейчас с ним уже всё в порядке).
Горсть винограда в благодарность
Запомнились Алексею Шарпару дружелюбие и отзывчивость местных жителей. Он продолжает:
— Помню, приезжаем во двор, идёт за водой бабушка лет восьмидесяти, еле ковыляет. В одной руке пластиковую бутылку держит, а в другой горсточку винограда несёт — водителя угостить в благодарность. И наши ребята в долгу не оставались. В Донецке комендантский час с 22.00, нужно успеть вернуться в общежитие. Один раз водитель звонит и говорит: «Задержусь: не все воду набрали, не могу уехать, буду стоять». Или так было: в администрации города нас попросили, помимо основного маршрута по многоквартирным домам, отвозить воду в частный сектор. Там живёт многодетная семья, из пятерых детей двое — инвалиды. А дом их совсем рядом с линией фронта. Опасно, но воду мы доставляли.
По его словам, несмотря на ежедневные обстрелы, люди стараются наладить обычную жизнь: в выходные отдыхают в кафе, гуляют в парках. Говорит, каждую пятницу из всех ресторанов на полную громкость разносится песня «Я русский» Шамана. Но о том, что Донецк — прифронтовой город, напоминают звуки «прилётов», разбомблённые дома, военные машины на дорогах. И почти полное отсутствие мужчин.
— Все на фронте. В городе остаются только старики и женщины с детьми, из мужчин — только самые тяжёлые инвалиды. Ещё бросается в глаза, что много детей после ранений — с ампутированной ручкой или ножкой, — рассказал Алексей.
Бригада из самых надёжных
Алексей Шарпар пришёл в ГБУ «Автомобильные дороги СВАО» из силовых структур. Он подполковник полиции в отставке с 25-летним стажем. И ребят для командировки в Донецк отбирал соответственно. Из десятерых водителей четверо — отставные военные, прошли горячие точки.
— Туда с кем попало не поедешь. А то рванёт рядом, и они разбегутся. Поэтому проверяли личные дела, смотрели, где люди раньше работали. Коллектив подобрался боевой, сплочённый, — объяснил Алексей.
Семья, конечно, волнуется за него.
— Сын Павел сейчас проходит срочную службу в десантно-штурмовом батальоне недалеко от Донбасса. Переживал за меня, когда я ездил, спрашивал: стреляют там или нет? Говорит, если что, приедем на подмогу. Будет ещё одна смена — снова поедем. Надо — значит надо, — заключил Алексей Шарпар.