На счету у актёра Яна Цапника более 200 ролей самых разных амплуа. В сериале «Шаляпин», который сейчас идёт на телеканале «Россия», он воплотил образ Мамонта Дальского — близкого друга Фёдора Шаляпина и одного из самых известных актёров того времени.
В образе Мамонта Дальского
— У вас сложная и интересная роль в сериале — Мамонт Дальский…
— Мне всё это близко, поскольку я прослужил 14 лет в Большом драматическом театре имени Товстоногова в Питере. Выходил там на сцену с великими артистами. Поэтому я был отчасти готов к этой роли. Мамонт Дальский — уникальная личность. Ему было наплевать, где играть, хороши ли костюмы и декорации, есть ли вообще крыша над театром. Так писали о нём современники. Потому что этот безумно талантливый человек болел театром.
— Тяжело дались съёмки?
— Сложно было в первый съёмочный день. Потому что мне, как всегда, «везёт»: в первый день мы снимали мою последнюю сцену в этом проекте. А в первый день обычно трясешься как заяц. Ты себе что-то нафантазировал в теории, а на практике всё иначе. Перед первым съёмочным днём даже ночью не спится. А потом уже вживаешься — и плывёшь как рыбка, получаешь удовольствие от работы. Ещё был момент, когда мне режиссёр Егор Анашкин прислал отрывок перевода из «Гамлета» того времени (Мамонт Дальский играл Гамлета. — Авт.). Я подумал, что этот набор слов выучить невозможно. Монолог небольшой, но язык старый, который сейчас неупотребим. Но я сделал это! Вообще, пока снимался в этой картине, много крови выпил из семьи…
Лиза продолжила династию
— Почему семья страдала?
— Потому что, когда у тебя что-то не получается, когда в голове только текст плюс параллельно ещё два проекта, ты приезжаешь домой ночью, всё постоянно крутится, — появляется нервозность. Как сумасшедший прибежал и кричишь: «Где вот тут лежало вот это?!» — «Что лежало?» А что лежало, ты уже и сам забыл! Шучу всегда, что меня в этой жизни терпит только любимая семья и, наверное, из всех живых существ — ещё дельфины. (Смеётся.)
— Ваша дочь Елизавета тоже ведь решила стать актрисой?
— Да, она поступала три года. В итоге Лиза сейчас учится в Театральном институте имени Бориса Щукина, делает большие успехи. Всегда стараюсь попасть на её студенческие спектакли. Последний раз был, когда она играла старуху Мерчуткину в пьесе Чехова «Юбилей». Это надо было отважиться в 21 год сыграть пожилую женщину!
— Видно, как вы гордитесь дочерью. Значит, не отговаривали её от этой сложной профессии?
— Я же сам рос в театре (отец Яна Цапника, Юрий Цапник, был ведущим актёром Челябинского государственного академического театра драмы им. Наума Орлова. — Авт.). Играл какие-то маленькие детские роли, ездил на гастроли. И это было так здорово! Мне даже платили по 3 рубля за выход. Видите, как меня затянуло! И Лизочка маленькая ко мне в театр приходила — точно так же втянулась… Мы даже снимались вместе, у неё были небольшие роли.
Из меня не выйдет педагога
— Вы перфекционист в плане работы?
— Полный! Как и Дальский, кстати. Играть так играть, гулять так гулять, плакать так плакать!
— Многие ваши коллеги стали режиссёрами, продюсерами, преподавателями. Вам что-то из этого близко?
— Вообще не моё! Мне предлагали преподавать. Но из меня не выйдет педагога, потому что я не могу нормальными словами объяснить: меня всё бесить начинает! И потом, ну как это — прийти к студентам, сказать: «Здравствуйте, я Ян Цапник!» — а потом уехать на съёмки? Мне стыдно будет. Как можно взять за этих детей на себя ответственность, если ты не учишь их? Режиссёром тоже не могу быть — я даже перед монитором не могу сидеть: я неуёмный, у меня иголки во всех местах!
— А какие амплуа вам больше нравятся?
— Мне не важно, кого играть: Гамлета, Офелию, зайчика на солнечной полянке или подлеца. Чем больше ты играешь ролей, которые отличаются друг от друга, тем лучше.