В усадьбе Останкино, в знаменитом дворце-театре, построенном в 1795 году, продолжаются реставрационные работы. Чтобы узнать, как они проходят, информационный центр Правительства Москвы организовал пресс-показ, где побывала корреспондент «ЗБ».
Столяры, плотники, лепщики
— Усадьба Останкино — подлинная жемчужина XVIII века. Мы самым бережным образом относимся к реставрации, — отметил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Алексей Емельянов. — Четыре года длились проектирование и противоаварийные работы. И уже два года идёт комплексная бережная реставрация. Во дворце уникально всё, начиная от фундамента XVIII века до золочёного панно, зеркал, обоев, паркета. И мы стараемся, чтобы реставрация проходила на высочайшем уровне. В Египетском павильоне реставрация сделана процентов на семьдесят. В Итальянском павильоне и во дворце-театре начаты работы по фасаду. Комплексную реставрацию планируется завершить в 2028 году.
К работам привлечены краснодеревщики, столяры, плотники, лепщики, профессиональные художники. Прежде чем заменить, например, прогнившую балку, специалисты подбирают древесину такой же породы и при этом проводят исследования, чтобы исключить наличие грибка и насекомых.
— Древесину обрабатываем ручными инструментами, такими как скобель и топор, как в старину, потому что при этом деревянные элементы обретают защитный слой. Скажем, циркулярной пилой такого эффекта не достичь, — говорит начальник участка Павел Бондарчук. — А чтобы защитить древесину, используем известково-глино-солевую обмазку. Секрет «бронзовой» мастики Много трудностей связано с тем, что не только строение деревянное, но и почти все элементы декора. Из дерева сделана даже люстра, хотя благодаря мастике, которой она покрыта, выглядит как бронзовая. Из-за этого, по словам заведующей научно-хранительным отделом усадьбы Останкино Варвары Ракиной, каждый раз технологии имитации носят индивидуальный характер. Ведь нужно исследовать и понять состав покрытий, красок.
Главный архитектор проекта Виктор Голуб согласен, что при реставрации такого объекта беспрерывно приходится решать сложные вопросы. Например, фундаменты были сделаны не очень хорошо. Поэтому практически по всему дворцу заменили наружный опорный брус. Внутренний брус сохранился гораздо лучше, тем не менее и он нуждается в реставрации.
Чтобы его поднять, необходимо строго фиксировать стены, ведь малейший сдвиг приведёт к повреждению внутренней отделки.
Старинные ухваты
Трудностей немало, но работы продвигаются. В Египетском павильоне восстановлен деревянный сруб, практически завершена реставрация кровли и подполья, специалисты приступили к внутренней отделке.
Работы начались и в западном крыле дворца — Итальянском павильоне. Реставраторы признались, что отдельные элементы приходится порой разбирать, как конструктор. Кладов нигде не обнаружили, зато нашли много старинных кованых изделий, например ухваты.
После реставрации Останкинский дворец останется таким же, каким и был построен в XVIII веке — без отопления, водопровода, канализации, электрического освещения и кондиционеров. Сохранность будет обеспечиваться за счёт постоянства температуры внутри здания. Для посещения дворец будет открыт только летом.